Антикоррупционные запреты и ограничения для государственных служащих: правовые основы и практика применения в 2025 году — Контур.Фокус

Антикоррупционные запреты и ограничения для госслужащих 2025

12 августа 2025 287

Законом для госслужащих установлена система запретов и ограничений. Основная цель — предотвращение коррупции и соблюдение требований антикоррупционного законодательства. Эти барьеры призваны сдерживать личную заинтересованность чиновников, чтобы они добросовестно исполняли свои служебные обязанности. Об основных запретах и ограничениях для госслужащих, расскажем в статье.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Законодательные основы антикоррупционного регулирования в 2025 году

Коррупция — серьезная угроза для безопасности граждан, бизнеса и государства. На законодательном уровне действуют два ключевых нормативно-правовых акта, устанавливающих основы антикоррупционного регулирования:

ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ — основной закон, устанавливающий принципы противодействия коррупции, меры ее профилактики, определение конфликта интересов, а также запреты и ограничения для госслужащих;

ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ — закон о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Политику государства в сфере противодействия коррупции определяет национальный план. Например, стратегия на 2021–2024 гг. утверждена Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478. Одно из направлений этого плана — совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях борьбы с коррупцией.

На 2025 год нацплан еще не утвержден. Вероятнее всего, документ будет опубликован в августе–сентябре 2025 года. Пока неизвестно, какие положения он будет включать. Вероятно, совершенствование антикоррупционного законодательства в сфере запретов и ограничений для госслужащих будет продолжено.

Отдельные антикоррупционные положения также установлены в федеральных законах, регулирующих сам порядок прохождения службы: ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ — для государственных служащих; ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ — для муниципальных чиновников.

Также отдельные положения о борьбе с коррупцией могут быть закреплены во внутренних актах государственные и муниципальных органов.

Далее мы будем рассматривать особенности государственной гражданской службы, регулируемые ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Однако большая часть положений будет актуальная и для муниципальной службы, так как в большей части аналогичные запреты и ограничения прописаны и в ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Список антикоррупционных запретов на государственной службе

Госслужащие обладают полномочиями, которые могут вызвать потенциальный конфликт интересов. Чем выше должность чиновника, тем серьезнее может быть ущерб. Для предотвращения коррупции разработана система запретов для госслужащих. Основные рассмотрим далее.

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью

Запрет на предпринимательскую деятельность служащих прописан в пп. 2 п. 3 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ и п. 3.1 п. ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Вести бизнес запрещено госслужащим как лично, так и через доверенных лиц.

Госслужащим в целом запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой (пп. 3 п. 3 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Важная оговорка — разрешенные виды занятости не должны иметь исключительно иностранное финансирование, если иное не установлено международными договорами или законами РФ.

Также чиновникам нельзя работать в организациях или оказывать для них в течение месяца услуги по гражданско-правовому договору (ГПД) на сумму более 100 000 рублей без согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов. Этот запрет распространяется на служащих, которые (ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ): замещают должность государственной или муниципальной службы из установленного Перечня; уволились с госслужбы менее двух лет назад; занимались государственным управлением компанией, с которой заключается трудовой договор или ГПД. 

Аренда квартиры госслужащим вызывает множество споров. Если служащий купил квартиру для последующей сдачи в аренду, то такая деятельность может быть расценена как предпринимательская (Письмо Минтруда РФ от 19.04.2021 № 28-6/10/В-4623). Особенно, если квартир несколько, и они изначально были куплены не для собственного проживания.

При этом не будет считаться предпринимательством сдача в аренду жилья купленного для личных нужд, полученного по наследству или договору дарения, необходимость использования которого отсутствует (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23).

Запрет на управление коммерческими и некоммерческими организациями

Помимо предпринимательства, служащие также не могут участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими компаниями (п. 3.2 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). 

Исключения из этого запрета следующие (п. 3.2 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ):

  • безвозмездное участие в управлении политической партией, органом профсоюза, участие в съезде или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, ТСН;
  • безвозмездное участие в управлении НКО с предварительным уведомлением нанимателя или Президента РФ;
  • безвозмездное участие в деятельности коллегиального органа компании на основании акта Президента или Правительства РФ;
  • представление на безвозмездной основе интересов РФ в органах управления и ревизионной комиссии компании, учредителем или акционером которой является РФ;
  • безвозмездное участие в управлении некоторыми коммерческими организациями с государственными участием.

Данный запрет также не действует в случаях, предусмотренных отдельными международными договорами и федеральными законами.

Запреты на получение вознаграждений и подарков

Госслужащим запрещено принимать подарки, связанные с выполнением служебных обязанностей (пп 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ, пп. 7 п. 3 ст. 12.1 от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Принять подарок можно, если его цена меньше 3 000 рублей (п. 2 ст. 575 ГК РФ) или он получен на протокольном или ином официальном мероприятии, к примеру, в служебной командировке.

Полученный на протокольном мероприятии или в командировке подарок — это собственность Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Поэтому получатель подарка должен сдать его представителю нанимателя. При этом у чиновника есть возможность его выкупить в установленном законом порядке. 

Запреты, связанные с публичными высказываниями и использованием служебной информации

Служащие постоянно взаимодействуют с информацией, в том числе с той, доступ к которой может быть ограничен или которая признана конфиденциальной. Поэтому для чиновников установлен запрет о разглашении сведений, которые они получили при исполнении служебных обязанностей (пп. 11 п. 3 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, пп. 9 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Исключение — случаи, когда информация используется в целях, связанных с исполнением возложенных на служащего обязанностей. 

Госслужащий не может публично высказывать суждения и оценки, в том числе через СМИ, в отношении деятельности органов власти и их руководителей. В том числе нельзя выступать в отношении решений вышестоящего госоргана или органа, в котором чиновник замещает должность. Но при условии, что это не входит в его должностные обязанности (пп. 10 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Запреты на счета и активы за рубежом

Госслужащие не могут иметь счета и вклады в иностранных банках, а также хранить в них наличность и ценности, а также пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Полный перечень лиц, на которых действует данный запрет, перечислен в п. 1 ст. 7.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Отдельными федеральными законами этот перечень может быть расширен.

Запрет не распространяется на лиц, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 7.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, замещающих должности в находящихся за пределами РФ (п. 2 ст. 7.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). В официальных представительствах органов власти или представительствах госкорпораций, публично-правовых компаний и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных госорганов.

Запрет на счета за рубежом распространяется как на самих служащих, так и на их супругов и несовершеннолетних детей.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Общие положения о запрете открывать и иметь счета за пределами РФ, а также о хранении денег и ценностей в иностранных банках, установлены ФЗ от 07.05.2013 № 79-ФЗ.

Антикоррупционные ограничения для госслужащих

Ограничения не ставят заперты, но устанавливают особый порядок и требования. Например, чиновник может уволиться со службы и устроиться в коммерческую организацию. При трудоустройстве в новую компанию, нужно надлежащим образом уведомить бывшего нанимателя.

Об основных ограничениях, связанных с государственной службой, расскажем далее.

Ограничения, связанные с поступлением на госслужбу

Попасть на госслужбу может не каждый. Дело не только в уровне образования и квалификации. Законом установлено, что не могут быть приняты на службу, а также не могут на ней находится лица, которые (п. 1 ст. 16, п. 1, 1.1 ст. 25.1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ):

  • признаны недееспособным или ограниченно дееспособными по вступившему в силу решению суда;
  • осуждены к наказанию, из-за которого исполнение должностных обязанностей невозможно, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость;
  • отказались от оформления допуска к гостайне и иным охраняемым сведениям, если должность предусматривает использование такой информации;
  • имеют заболевание из Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н (а с 1 сентября 2025 года — Приказом Минздрава РФ от 14.04.2025 № 201н);
  • состоят в близком родстве со служащим, которому будет подчинен или подконтролен;
  • прекратили гражданство РФ;
  • имеют гражданство или подданство иностранного государства или документ, подтверждающий право на постоянное проживание на зарубежной территории, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • предоставили подложные документы при поступлении или в период прохождения службы;
  • не предоставили или подали ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах при поступлении на госслужбу;
  • тратили доверие нанимателя;
  • признаны не прошедшими военную службу без законных оснований;
  • не предоставили сведения о размещении общедоступной информации в интернете в соответствии со ст. 20.2 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ;
  • получили статус иностранного агента;
  • достигли предельного возраста — 65 лет, при условии, что работодатель не продлил срок службы или при условии, что на должность назначает и освобождает от нее Президент РФ.

Другими федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения. Для муниципальных служащих перечень ограничений, связанных с поступлением на службу, примерно аналогичный. Он установлен ст. 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Ограничения, связанные с родственными связями на госслужбе

На службу не может быть принят гражданин, если после трудоустройства его непосредственным руководителем станет его близкий родственник. Это может быть родитель, супруг, ребенок, брат, сестра, близкие родственники супругов и супруги детей. На одной службе не могут работать родственники, если один непосредственно подчинен или подконтролен другому (пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Непосредственная подчиненность — это контроль и руководство прямого руководителя над своим подчиненным без посредников и иных промежуточных звеньев. В такой ситуации начальник прямо отдает приказы и распоряжения работнику, а сотруднику в свою очередь напрямую отчитывается ему о проделанной работе. В качестве примера рекомендуем ознакомиться с Письмом Минтруда РФ от 16.05.2017 № 18-2/В-297.

Исключение — служба в исполнительных органах субъектов РФ в сфере лесных отношений на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Ограничения в сфере трудоустройства после увольнения с госслужбы

Законодатель допускает, что после увольнения с государственной службы служащий задумается о трудоустройстве в коммерческую организацию. Прямой запрет есть только на управление компанией, а вот на замещение иных не руководящих должностей — нет. 

Для трудоустройства или заключения ГПД госслужащий обязан письменно уведомить специальную комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшего нанимателя. Этот орган в свою очередь рассматривает обращение и уведомляет гражданина о принятом решении (п. 1, 1.1 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Это правило касается всех чиновников, даже если в их обязанности во время службы не входило управление компанией, куда они теперь устраиваются на работу.

Данное требование действует в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы. Требование распространяется на должности, включенные в специальный перечень.

Бывший служащий также обязан уведомить о последнем месте своей службы нового работодателя (п. 2 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Он же в свою очередь течение двух лет с даты увольнения чиновника обязан уведомить государственный орган о найме бывшего госслужащего. Сделать это нужно в десятидневный срок со дня заключения трудового договора или договора ГПХ (п. 4 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Правила уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29

Неисполнением новым работодателем обязанности по сообщению госоргану сведений о найме бывшего служащего влечет административную ответственность. Штраф для граждан — от 2 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей, для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений

За несоблюдение ограничений и запретов предусмотрена дисциплинарная ответственность. Это может быть (п. 1 ст. 59.1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ): замечание — официальное письменное предупреждение для провинившегося сотрудника за мелкие деяние (п. 3.1 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ); выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии — вид дисциплинарного взыскания, при котором наниматель констатирует факт несоответствия чиновника занимаемой должности.

Взыскания в отношении чиновника оформляется актом (п. 4, 5 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Служащий освобождается от ответственности, если неисполнение антикоррупционных ограничений и запретов является следствием не зависящих от него обстоятельств (п. 2 ст. 59.1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Самое строгое наказание для чиновника — это увольнение в связи с утратой доверия. Такое наказание предусмотрено (п. 1 ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). 

За утрату доверия также может быть уволен и представитель нанимателя. Это касается случаев, когда ему было известно о возникновении у подчиненного конфликта интересов, но он не предпринял никаких действий для урегулирования этой ситуации (п. 2 ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия, включены в специальный реестр (п. 3 ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Портал Госслужба

Взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, а также на основании рекомендаций комиссии по урегулированию конфликта интересов. 

Срок применения взыскания — не позднее шести месяцев со дня поступления сведений о совершении чиновником коррупционного правонарушения. Периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и других случаев уважительного отсутствия на службе — не учитываются. Предельный срок — не позднее трех лет с даты нарушения антикоррупционных запретов и ограничений. Время производства по уголовному делу не учитывается (п. 3 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Госслужащий имеет право обжаловать взыскание в письменной форме в специальную комиссию госоргана или в суд (п. 6 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Срок действия замечания, выговора или предупреждения о неполном соответствии — 12 месяцев. Если за это время у чиновника не будет других нарушений, взыскание снимается.

В отдельных случаях за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений может быть установлена административная и уголовная ответственность.

Мнение эксперта

Перспективное направление для развития антикоррупционных инициатив — технологичность и цифровизация. К таким мерам можно отнести внедрение автоматизированного мониторинга цифрового следа, применение риск-ориентированного подхода с усиленным контролем для должностей с высоким риском, увеличение срока ограничений на трудоустройство после увольнения для чиновников высокого ранга. Для кадровых служб и специалистов по безопасности это означает переход от формальных проверок к использованию современных инструментов аналитики данных, для выявления скрытых связей и уязвимостей на всех этапах служебного пути.

Коротко о главном

В отношении действующих чиновников действует ряд запретов: им нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, руководить организациями, иметь зарубежные счета, получать подарки за выполнение своих служебных обязанностей, делать публичные высказывания.

Госслужба накладывает на служащих ограничения. Например, после увольнения чиновник может устроиться на работу в коммерческую организацию, но он должен соблюдать особый порядок. Также есть определенные ограничения на службу под руководством родственников. 

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность — от замечания до увольнения в связи с утратой доверия.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий