Что такое конфликт интересов для государственного служащего, в муниципальной службе, что относится к принципам урегулирования — Контур.Фокус

Что такое конфликт интересов

12 декабря 2022 1 958

Конфликт интересов — ситуация, с которой сталкиваются как сотрудники частного бизнеса, так и государственных органов и корпораций. Законодательство и внутренние нормативные документы требуют, чтобы такие конфликты были урегулированы. Иначе они могут нанести ущерб компании, гражданам или государству. 

Содержание

Статьи федерального закона

Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий. Такое определение закреплено в п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Аналогичное определение и на гражданской службе (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Иными словами — это противоречие личных целей должностного лица с интересами организации или государственного органа, где человек занимает определенную должность.

Пример

Руководителю отдела маркетинга Петрову В.В. была поставлена задача — разработать фирменный стиль и логотип компании для повышения узнаваемости бренда. Петров обращается в брендинговое агентства своего брата.

У Петрова есть личная заинтересованность — его родственник получит дополнительный доход от выполнения заказа. Однако компания, где работает Петров В.В., может понести убытки, так как руководитель отдела маркетинга не проанализировал цены и качество услуг других агентств.

Важно! Конфликт интересов — это не преступление. Противоправным деянием будет нанесение ущерба организации, гражданам, субъекту РФ или государству.

Например, Петров В.В. из примера выше выбрал брендинговое агентство своего брата потому, что у него низкие цены и много положительных отзывов. Компания только выиграет от такого сотрудничества.

Виды конфликта интересов

Конфликт делят на две категории в зависимости от того, в какой сфере он возник: в частном бизнесе или на государственной службе. От этого меняется процедура его выявления и урегулирования.

Конфликт интересов у госслужащих

Конфликт интересов на государственной службе — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Возникает риск причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ и государства в целом.

Пример

Налоговый инспектор Васильева Д.А. проводит выездную налоговую проверку ООО «Башня» — компании ее брата. В результате проверки был обнаружен факт неуплаты налога на прибыль.

Однако Васильева Д.А. умолчала о данном нарушении, так как за это ее брату грозила налоговая и уголовная ответственность. Пострадали региональный и федеральный бюджеты, которые лишились части налога на прибыль.

На государственной службе конфликт интересов часто связан с иными противоправными деяниями, например, превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) и так далее.

Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)

Конфликт интересов в бизнесе возникает при заключении сделок, в которых заинтересована не организация, а лицо, принимающее решение. Они так и называются — сделки с заинтересованностью (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Ущерб может быть нанесен не только самой компании, но и ее учредителям и акционерам. Часто причиной совершения такой сделки становится коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Пример

Иванов И.И. — контролирующее лицо АО «Парабола», владеет 51 % акций компании. Он дал директору распоряжение на совершение сделки по продаже крупной партии товаров по себестоимости компании его супруги. Из-за недополучения прибыли пострадает и сама «Парабола», и ее акционеры.

По закону не все сделки, имеющие признаки заинтересованности, относятся к таковым. Исключениями являются следующие ситуации (п. 7 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 2 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • сделки, совершенные лицом, владеющим 100 % акций и одновременно являющимся руководителем организации;
  • сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что компания неоднократно в течение длительного времени проводила аналогичные сделки;
  • сделки, заключаемые на открытых торгах, если условия проведения торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • операции совершенные во время реорганизации путем слияния или присоединения;
  • выкуп обществом собственных акций или покупка собственных облигаций;
  • размещение облигаций путем подписки, доступных неограниченному кругу лиц;
  • размещение акций общества и эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  • сделки, в которых заинтересованы все учредители и акционеры;
  • сделки, сумма которых не превышает 0,1 % от балансовой стоимости всех активов компании и так далее.

Причина конфликта интересов

Возникновение конфликта интересов обусловлено рядом причин, о которых мы расскажем далее.

Личная заинтересованность

Личная заинтересованность — это возможность должностного лица или связанных с ним лиц извлечь выгоды при принятии какого-либо решения. Выгода — это доходы в виде денег, имущества, имущественных прав, встречного оказания услуг и так далее (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). 

Важно! Связанные лица — это не только родственники, но даже люди и организации, с которыми должностное лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Пример

Представитель пожарной инспекции не выписывает штраф компании своего одноклассника за встречную услугу — постройку гаража. У инспектора есть личная заинтересованность не наказывать родственника.

Получение выгоды

Получение выгоды прямо следует из личной заинтересованности. Конфликт возникает только там, где сотрудник, служащий или связанные с ним лица могут получить деньги, имущество, встречное исполнение услуг и так далее. 

Пример

Директоры компаний «Альфа» и «Бета» — родственники. Организации периодически заключают друг с другом контракты на отгрузку различных товаров. Цены, сроки и условия поставки соответствуют рыночным. Руководители лично для себя не получают никакой выгоды. В таком случае о конфликте интересов речи не идет.

Наличие полномочий

Конфликт интересов возникает только в том случае, если у одной из сторон есть достаточно полномочий для принятия того или иного решения.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта должны:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка РФ;
  • работники госкорпораций и публично-правовых компаний;
  • работники ПФР, ФСС, ФФОМС и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании Федеральных законов;
  • лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • работники, занимающие должности по перечням, установленными федеральными государственными органами;
  • иные категории лиц в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

В бизнесе конфликт интересов выражается в виде заинтересованности сотрудника совершить ту или иную сделку. О них обязаны сообщать: (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • члены совета директоров (наблюдательного совета);
  • единоличный исполнительный орган;
  • контролирующие лица;
  • лица, имеющие право давать обществу обязательные указания.

Кроме того, организация во внутренних документах может расширить перечень лиц, которые обязаны сообщать о заинтересованности.

Важно! Для признания заинтересованности вышеперечисленные лица, их родственники или подконтрольные им организации должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке с заинтересованностью.

Типовые ситуации конфликта интересов

Разберем несколько примеров конфликта интересов в сфере государственной службы и бизнеса.

Важно! Подробный Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на госслужбе приведен в Информации Минтруда РФ от 19.10.2012 года. Кроме того, Минтруд РФ периодически публикует Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

На гражданской службе

Должностное лицо органа власти принимает решение о выделении бюджетных ассигнований организациям, где учредителями являлись родственники должностного лица.

Начальник отдела госзакупок федерального органа узнал, что в одной из закупок будет принимать участие организация, где работает его супруга. При личной беседе с женой он предложил ей обратиться к директору организации-участника с предложением дать взятку для победы в конкурсе. С целью сокрытия факта коррупции сумму взятки выплатили жене в виде премии.

Руководитель структурного подразделения госоргана состоит в близком родстве со специалистом, работающим в этом же подразделении. Было выявлено, что руководитель неоднократно премировал данного специалиста.

Руководитель государственного органа принимает на вакантную должность своего родственника, необоснованно отметая другие кандидатуры.

Работник государственного органа отвечает за приемку товаров и услуг. Поставку осуществляет организация, которая ранее предоставила этому лицу значительную скидку на свою продукцию в магазине.

Начальник финансово-экономического отдела органа власти получает от своих подчиненных дорогостоящий подарок за несколько дней до представления к премированию.

На государственной службе

Оперуполномоченный по особо важным делам обнаружил в машине иностранной гражданки охотничьи патроны. Было возбуждено уголовное дело. В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что абонентский номер лица, у которого иностранная гражданка купила патроны, зарегистрирован на жену служащего. Имея доступ к материалам уголовного дела, он внес изменения в объяснительную гражданки и изменил абонентский номер.

Строительная компания построила для прокурора дом, предоставив при этом большую скидку. После этого прокурор вышел на проверку деятельности компании и умолчал о части нарушений.

В частном бизнесе

Генеральный директор ООО «Аврора» заключает договор беспроцентного займа с ООО «Браво», где работает его супруга. 

Руководитель отдела закупок заключает договор со снабжающей организацией по завышенным ценам на условиях «кэшбэка».

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок уведомления о конфликте отличается у государственных служащих и сотрудников организаций. Поэтому далее рассмотрим эти ситуации отдельно.

Для государственных служащих

Госслужащий обязан уведомить своего нанимателя сразу, как только ему стало известно о возникшем конфликте интересов (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Порядок и форму уведомления определяет работодатель.

Например, в ФНС форма и порядок уведомления о возникновении конфликта интересов утверждены Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 № ММВ-7-4/250@, в Минфине — Приказом Минфина РФ от 07.04.2020 № 57н, в Минобороны — Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 320.

Приказы также утверждают порядки подачи уведомления: каким способом предоставляют уведомление, на чье имя подают, в какие сроки рассматривают и так далее.

Госслужащий может составить уведомление в произвольной форме. Главное отразить следующую информацию:

  • ФИО и должность руководителя госоргана или его заместителя;
  • ФИО и должность подателя уведомления;
  • описание ситуации, которая привела или может привести к конфликту интересов;
  • меры, которые служащий может предложить или уже предпринял для устранения конфликта интересов;
  • намерен ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта;
  • дату и подпись подателя уведомления.

К уведомлению прикладывают документы, подтверждающие изложенную информацию.

Важно! Если у госслужащего имеются хоть малейшие сомнения о наличии конфликта интересов, рекомендуется направлять уведомление. Так как если в дальнейшем будет установлено, что конфликт все таки был, а служащий об это не уведомил, то к нему могут применить наказание в виде увольнения (п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Сотрудник может подать уведомление лично или направить почтой с уведомлением о вручении и описью вложений. Если госслужащий сдает документ лично, то сотрудник, принимающий уведомление, должен его зарегистрировать и сделать отметку о принятии на копии.

Для сотрудников бизнеса

Как мы писали выше, некоторые категории лиц обязаны уведомлять общество о совершении сделок с заинтересованностью. Сделать это нужно не позднее чем за 15 дней до даты совершения такой сделки, если Уставом не предусмотрен другой срок (п. 3 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Заинтересованное лицо направляет уведомление организации, которая затем рассылает его всем не заинтересованным в сделке участникам. При наличии совета директоров и правления уведомление направляется и им.

Для АО рекомендуемая форма и порядок уведомления утверждены Указаниями Банка России от 03.04.2017 № 4338-У.  ООО разрабатывают форму самостоятельно. В уведомлении заинтересованное лицо должно раскрыть информацию, предусмотренную п. 2 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ:

  • о подконтрольных ему юрлицах;
  • о юрлицах, где он занимает должность в органах управления;
  • о родственниках, из-за которых возник конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях;
  • об известных, совершаемых и предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным;
  • о лицах, являющихся сторонами сделки с заинтересованностью, выгодоприобретателях, цене, предмете и иных существенных условиях.

Как происходит урегулирование конфликта интересов 

У госслужащих процедура урегулирования конфликта интересов строго регламентирована. А вот у бизнеса этот процесс более гибкий.

Для государственных служащих

У государственных служащих порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов закреплен в:

  • ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • Указе Президента РФ от 22.12.2015 № 650;
  • Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Уведомление служащего о конфликте интересов рассматривает комиссия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На практике такую комиссию организуют на базе кадровой службы. 

В состав комиссии включают: председателя, его заместителя, секретаря и членов. В федеральных органах власти состав комиссии шире, в нее включают:

  • председателя комиссии в лице руководителя госоргана;
  • секретаря комиссии в лице руководителя подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • членов комиссии в лице служащих из других подразделений госоргана;
  • представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
  • представителей научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной службой.

После предварительного рассмотрения материалов комиссия составляет мотивированное заключение. Его вместе с уведомление и другими документами передают председателю комиссии в течение:

  • 45 дней — если при рассмотрении уведомления комиссия направляла запросы;
  • 7 дней — если запросы не направлялись.

После этого председатель комиссии в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления документов председателю.

Комиссия выносит одно из решений:

  • о признании наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации госслужащему или его руководителю о мерах, которые нужно предпринять;
  • о несоблюдении госслужащим требований об урегулировании конфликта интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации о применении к сотруднику мер ответственности;
  • об отсутствии конфликта интересов.

Меры по урегулированию конфликта принимает сам госслужащий или его руководитель (п. 4, 5, 7 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Меры, принимаемые сотрудником Меры, принимаемые представителем нанимателя

Самоотвод

Отказ от выгод, которые могут стать причиной конфликта интересов

Передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление

Перевод служащего на другую должность или в другое подразделение

Изменение должностных (служебных) обязанностей

Отстранение служащего от работы с сохранением заработной платы на период до разрешения конфликта

Для сотрудников бизнеса

Заинтересованное в сделке лицо обязано о ней уведомить общество, но получать согласие на ее совершение не обязательно. Однако некоторые лица в компании могут этого потребовать. 

Согласие дает Совет директоров или общее собрание участников (акционеров). Для этого заинтересованному лицу нужно собрать большинство голосов.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

В первую очередь урегулирование конфликта интересов снижает риск нанесения ущерба компании, обществу, субъекту РФ или государству в целом. Это превентивный метод борьбы с такими правонарушениями, как коррупция.

Кроме того, за отказ от урегулирования и предотвращения конфликта интересов гражданский служащий и представитель его нанимателя, если ему стало известно о таком конфликте, несут ответственность в виде увольнения (п. 3.2, 4.1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В бизнесе урегулирование конфликта интересов в первую очередь необходимо самой компании и ее учредителям. Уведомление о наличии заинтересованности поможет другим участникам определить, в чьих интересах и насколько добросовестно действует заинтересованное в сделке лицо.

Важно! Если лицо совершит сделку с заинтересованностью и не уведомит об этом других участников общества, его могут привлечь к ответственности за нанесенный компании ущерб.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

В малом и среднем предпринимательстве (МСП), где нет акционеров и большего количества учредителей, конфликт интересов также возникает, но уже на уровне рядовых сотрудников.

Пример

Менеджер по продажам может предоставлять покупателю огромную скидку не для того, чтобы продать дополнительную партию или наладить отношения, а чтобы забрать разницу между реальной и номинальной ценой себе «в карман».

Поэтому даже на уровне МСП стоит разработать положение о конфликте интересов, где будет зафиксировано:

  • что такое конфликт интересов;
  • кто обязан отчитываться о сделках с заинтересованностью;
  • как уведомлять руководителя о таких сделках;
  • какие мероприятия провести для урегулирования конфликта;
  • кто отвечает за рассмотрение уведомлений и выдачу рекомендаций для урегулирования конфликта;
  • какое наказание предусмотрено за неуведомление о личной заинтересованности.

Такой подход повышает эффективность работы компании. Сотрудники понимают возможную ответственность и поэтому не ставят личную заинтересованность во вред интересам бизнеса.

Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов

Автоматическая проверка  контрагентов с помощью API Контур.Фокуса позволяет снизить риски в работе с клиентами и поставщиками. Например, выявить конфликт интересов с участниками тендера можно еще на этапе подачи заявок. Возможности сервиса позволяет составить полное досье на претендентов: включая состав учредителей и группу компаний, куда она входит, а также выявить возможные прямые и косвенные связи с вашими сотрудниками. Например,  можно сформировать список ИНН сотрудников и их родственников. Если на ручное выявление связей по открытым источникам уйдет несколько часов, то возможности API Контур.Фокуса ускоряет этот процесс до минуты. Это высвобождает время на выявление взаимосвязей участников конкурса с ключевыми сотрудниками, которые задействованы в принятии решений по тендеру. 


Будьте в курсе новостей — подпишись!
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Новости по теме

Как проверить китайскую компанию или поставщика

Китайский рынок привлекает российский бизнес недорогой продукцией и разнообразием товаров. Но из-за незнания местных особенностей и языкового барьера можно наткнуться на недобросовестного поставщика или даже мошенника. Рассказываем, как подготовиться к сотрудничеству с компанией из Китая.

Положение о проверке контрагента

Проверка партнера — это проявление коммерческой осмотрительности. Отказ от этой процедуры несет как коммерческие, так и налоговые риски — вплоть до доначисления налогов, пеней и штрафов. Порядок анализа контрагента организация закрепляет в специальном положении или внутренней политике.

Ненадлежащее исполнение обязательств по договору

Работа с поставщиками и покупателями — это риск. Кто-то не отгрузит товары, кто-то не проведет оплату, а кто-то забудет оказать услуги, а значит ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по договору. Какие нарушения относятся к ненадлежащему исполнению и как взыскать неустойку с контрагента, допустившего отклонения от договора, расскажем в статье.

Односторонний отказ от исполнения договора по ГК РФ: основания и последствия

Срок договора еще не истек, а контрагент отказывается от него. Правомерно ли это? Рассказываем, когда одна из сторон может отказаться исполнять сделку в одностороннем порядке, а в каких случаях придется договариваться.

Статья 54.1 НК РФ. Практика применения

Необоснованная налоговая выгода — именно с такой формулировкой ФНС может доначислить компании налоги или отказать в вычете по НДС. Право налоговикам на это дает ст. 54.1 НК РФ. В нашей статье разберем судебную практику по вопросу необоснованной налоговой выгоды и способы, как защитить компанию от претензий ФНС.

Начните изучать контрагентов прямо сейчас