Бенефициар, выгодоприобретатель, представитель: как и в каких случаях выявлять — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Бенефициар, выгодоприобретатель, представитель: как и в каких случаях выявлять

26 февраля 2024 49 510

Чтобы выполнить требования 115-ФЗ, нужно определить бенефициара, выгодоприобретателя и представителя клиента. Разбираемся, как их различить и где найти информацию о каждом.

Кто такой бенефициар

Бенефициарный владелец клиента (бенефициар) — это человек, который в конечном итоге владеет бизнесом или контролирует его (абз. 13 ст. 3 115-ФЗ).

Человек будет считаться бенефициаром компании в следующих случаях:

  • Его доля в капитале от 25%. Бенефициар может владеть компанией как напрямую, так и через другие фирмы. Например, у ООО «Ромашка» три владельца: Иванову принадлежит 20% доли в уставном капитале, Сидорову — тоже 20%, а «Васильку» — 60%. Единственный учредитель «Василька» — Сидоров. Фактически ему принадлежит не только 20% в «Ромашке», но и 60% через «Василек». Поэтому Сидоров — бенефициар «Ромашки».

  • Он фактически контролирует фирму. Так, бенефициаром может быть и директор, который принимает стратегические решения от имени компании. При этом конечный бенефициар не обязательно связан с организацией юридически. Главное, чтобы он управлял бизнесом на самом деле: принимал решения о заключении сделок, инвестициях, открытии филиалов.

Подсчет доли в капитале кажется не такой сложной задачей. Но как проверить, что человек действительно управляет компаний? Росфинмониторинг приводит несколько ситуаций, когда человека можно считать бенефициаром (информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57):

  • он регулярно контролирует деятельность фирмы на позиции руководителя высшего звена: занимает должность исполнительного или финансового директора;
  • принимает стратегические решения, которые влияют на развитие бизнеса, 
  • инвестирует в предприятие и за счет этого управляет им;
  • находится в семейных или других близких отношениях с руководством и за счет этого контролирует бизнес;
  • тесно контактирует с руководством фирмы, благодаря этому контролирует компанию.

Бенефициаров может быть несколько. Например, если компанию контролирует не один человек или 25% капитала принадлежат нескольким людям. Если выявить бенефициара не получилось, им может быть признан руководитель фирмы (пп. 2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ).

Для клиента-физлица бенефициаром считается он сам. В законе приводится единственное исключение — если есть основания полагать, что бенефициаром физлица может быть другой человек (абз. 13 ст. 3 115-ФЗ).

Кто такой выгодоприобретатель и чем отличается от бенефициара

Выгодоприобретатель — это человек или компания, к чьей выгоде действует клиент (абз. 12 ст. 3 115-ФЗ). Если клиент проводит операцию по договору поручения, комиссии, доверительного управления, агентирования, выгоду от этой операции получают не он сам, а другие люди или организации.

Представим: «Ромашка» и Иван Иванов подписывают агентский договор. Задача последнего — продать здание. После того как Иванов находит покупателя и заключает договор-купли продажи, деньги поступают к нему на счет. Выгодоприобретатель по этой операции — «Ромашка», так как Иванов продал здание в интересах фирмы и в дальнейшем перечислил ей деньги. За свою работу Иванов получил вознаграждение — это уже его личная выгода от сделки.

Еще один пример. «Ромашка» взяла в долг у «Василька» миллион рублей. Столько же «Ромашка» одалживала «Лютику». Чтобы упростить расчеты, «Ромашка» попросила «Лютик» перевести деньги напрямую «Васильку». Когда «Лютик» переводит деньги «Васильку», в назначении платежа он указывает «оплата долга по договору займа за “Ромашку”». Операцию совершил «Лютик», но выгодоприобретателем по ней будет «Ромашка», поскольку платеж был к ее выгоде: «Ромашка» больше ничего не должна «Васильку».

И бенефициар, и выгодоприобретатель что-то получают от клиента к своей выгоде. При этом бенефициар — это всегда человек, который контролирует бизнес или имеет в нем долю от 25%. А вот выгодоприобретателем может быть как организация, так и человек.

Выгодоприобретатель не владеет долей в компании и не может контролировать ее деятельность. Как правило, он получает выгоду от конкретной операции с деньгами или имуществом, а не от бизнеса в целом.

Кто такой представитель клиента

Представитель — это человек, который проводит операции или сделки от имени клиента. Его права подтверждают доверенность, договор, закон или акт госоргана.

Приводим несколько ситуаций, когда возникает представительство:

Представим: Анна Петрова — бухгалтер ООО «Ромашка». Компания оформила доверенность, по которой женщина может вносить деньги на счет «Ромашки» в банке, получать справки и выписки. Когда Анна Петрова обратится в банк, она будет представителем «Ромашки».

Еще пример: один из родителей несовершеннолетнего ребенка до 14 лет может открыть счет или вклад на имя ребенка. В этом случае мама или папа будет представителем несовершеннолетнего.

Обязательно ли выявлять бенефициаров

Да, это обязательно. По закону нужно выявить бенефициара клиента и провести его идентификацию (пп. 2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). А клиент, в свою очередь, должен предоставить для этого всю информацию (п. 14 ст. 7 115-ФЗ). Важный нюанс (для субъектов ст. 5 115-ФЗ) — если клиент не готов раскрывать информацию о бенефициаре, ему придется отказать в приеме на обслуживание (п. 2.2 ст. 7 115-ФЗ).

Данные бенефициара вносят в анкету. Ее нужно хранить на протяжении всего сотрудничества с клиентом и еще пять лет после того, как оно закончилось (п. 4 ст. 7 115-ФЗ).

Рассмотрим подробно, как провести идентификацию бенефициара.

Идентификация бенефициарного владельца

С тем, что выявлять бенефициара — обязательно, разобрались. Но где найти данные? Есть несколько вариантов:

  • можно включить в договор условие о том, чтобы клиент сам предоставлял информацию о бенефициарах;
  • попросить клиента заполнить анкету;
  • устно опросить клиента и записать его ответы;
  • изучить учредительные документы;
  • использовать Контур.Фокус и Контур.Призму — сервисы помогут установить бенефициарных владельцев организации.

Пул данных, которые нужно зафиксировать о бенефициаре, закреплен в пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ. Вот этот список:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • ИНН;
  • адрес регистрации или проживания;
  • для иностранца — данные миграционной карты или другого документа, позволяющего проживать в России.

Росфинмониторинг рекомендует более внимательно проверять бенефициаров-нерезидентов, а также тех, кто относится к публичным должностным лицам. Стоит обращать внимание и на клиентов со сложными схемами владения: возможно, они пытаются скрыть реальных бенефициаров.

Идентифицировать бенефициаров нужно почти всегда — но есть исключения. Если клиент — госорган, международная организация, эмитент ценных бумаг, религиозная организация, юрлицо, единственный учредитель которого — религиозная организация, юрлицо, которое производит или продает предметы религиозного назначения и литературу, идентификацию бенефициара можно не проводить (пп. 2 п.1 ст. 7 115-ФЗ).

Периодически сведения о бенефициарах нужно обновлять. Частота зависит от уровня риска клиента. При низкой степени обновлять данные нужно один раз в три года, при более высокой — не реже одного раза в год (пп. 3 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). Если есть подозрения, что клиент предоставил недостоверную информацию, обновить ее стоит в течение семи дней.

Чтобы обновлять информацию, можно периодически отправлять клиенту запросы. Если по договору клиент обязан сам предоставить сведения в установленные сроки, нужно следить, чтобы он делал это вовремя. Факты обновления данных нужно фиксировать в анкете клиента.

prizma

Идентификация, оценка риска, сверка по перечням

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур».

Обязанность компаний раскрывать информацию о бенефициарах

Обязанность выявлять своих бенефициаров есть и у самих организаций (ст. 6.1 115-ФЗ). Закон дает им право запрашивать информацию у учредителей, участников, акционеров и других контролирующих лиц, чтобы установить конечных бенефициарных владельцев. Организации должны обновлять информацию о них не реже раза в год и хранить данные в течение пяти лет.

Росфинмониторинг и ФНС могут направить компании запрос с требованием предоставить сведения о бенефициарных владельцах. На него нужно ответить в течение семи дней (п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.07.2017 № 913). Если не собирать информацию о бенефициарах или не ответить на запрос госоргана, могут штрафовать по ст. 14.25.1 КоАП РФ.

Определение выгодоприобретателей и представителей

Еще по закону нужно выявлять выгодоприобретателей и представителей клиента (пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ).

Когда вы определили выгодоприобретателя или представителя, нужно их идентифицировать. Затем внести сведения в анкету и регулярно обновлять — точно так же, как и данные о бенефициаре

При этом можно не проводить идентификацию выгодоприобретателя, если клиент — орган государственной власти или субъекта РФ, орган местного самоуправления или иностранного государства (п. 1.4-1 ст. 7 115-ФЗ). Также страховые компании и страховые брокеры могут не идентифицировать выгодоприобретателя, если договор страхования заключается в пользу третьего лица (пп 1.1-1, 1.4-8, 1.12-2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ).

В то время как конечный бенефициар всегда есть у клиента, то выгодоприобретателей и представителей может не быть. Например, если человек только открыл счет в банке и не провел ни одной операции в пользу третьих лиц. Нет и представителя — клиент обратился сам и от своего имени.

Коротко

  • В процессе идентификации клиента нужно всегда выявлять его бенефициара, выгодоприобретателя и представителя.
  • А затем идентифицировать этих лиц. При этом в законе описаны ситуации, когда идентификацию можно не проводить.
  • Информацию нужно внести в анкету и регулярно обновлять.

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур».

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас