Национальный план противодействия коррупции: кем подтвержден, срок реализации, направления, задачи и меры по противодействию коррупции — Контур.Фокус — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Национальный план противодействий коррупции: основные положения

8 ноября 2024 455

Национальный план противодействий коррупции — это системный документ, описывающий цели, задачи, а также комплекс мероприятий, направленный на совершенствование антикоррупционного законодательства и сокращение числа коррупционных преступлений. План утверждает Президент Российской Федерации, а в его реализации участвуют все органы власти — от Совета Федерации, Госдумы и Правительства до отдельных министерств и федеральных служб. Основные положения плана по противодействию коррупции, разберем в статье от команды Контур.Фокуса.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

История и предпосылки появления национального плана

Коррупция — это ключевой вызов для государства на любой стадии его развития. С этим явлением боролся Иван Грозный, Петр I, Екатерина I и другие видные деятели. Мы же остановимся на основных «антикоррупционных» событиях, произошедших в современной России.

Борьба с коррупцией до 2008 года

История борьбы с коррупцией в Российской Федерации начинается с 4 апреля 1992 года. Именно в этот день был издан первый антикоррупционный нормативно-правовой акт — Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Действовал он более 13 лет — до 28 июня 2005 года.

Документ заложил основы для развития антикоррупционного законодательства и ввел ряд ограничений для госслужащих, чтобы сократить количество коррупционных действий с их стороны. В частности утвердили требования об обязательном декларировании доходов, имущества, вкладов, ценных бумаг и обязательств финансового характера.

Долгое время власти пытались принять Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Однако проект закона либо останавливался после первого чтения, либо Президент РФ накладывал на него вето и отправлял на доработку.

В 1999 году был создан Национальный антикоррупционный комитет. В его задачи в том числе входила защита граждан, общественных объединений и СМИ, которые пытались выявлять факты коррупции и бороться с ней.

В 2003 году при Президенте РФ был создан Совет по борьбе с коррупцией (Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384). В его задачи входила разработка приоритетных направлений государственной политики для совершенствования антикоррупционного законодательства. Однако уже в феврале 2007 года этот Совет был упразднен (Указ Президента РФ от 03.02.2007 № 129).

Основные направления государственной политики в части предупреждения и борьбы с коррупцией были заложены Федеральным законом от 27.04.2004 № 79-ФЗ. Данный акт установил ряд ограничений для госслужащих и утвердил обязательное декларирование доходов, расходов и имущества чиновников. Положения 79-ФЗ с учетом последних изменений продолжают действовать и на текущий момент.

Следующий шаг по борьбе с коррупций — это ратификация Россией Конвенции ООН против коррупции, что произошло в 2006 году.

Борьба с коррупцией после 2008 года

В 2008 году борьба с коррупцией становится одним из ключевых направлений государственной политики. Органы власти отмечают, что коррупция делает невозможным устойчивое развитие государства. В этом году были приняты основные акты, определяющие политику по борьбе со взяточничеством: Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ«О противодействии коррупции». Оба нормативно-правовых продолжают действовать и в 2024 году.

В этом же году был принят первый Национальный план борьбы с коррупцией, который был рассчитан на 2 года. И именно с 2008 года аналогичные планы стали утверждаться на регулярной основе. В текущий момент действует Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478.

Одним из методов борьбы с коррупцией в том числе являлся пересмотр штрафов за взятки и коммерческий подкуп. Например, в 2011 году были введены кратные штрафы, а уже в 2015 году их размер был пересмотрен в сторону уменьшения.

За последнии 10 лет (2014 — 2024 гг.) по данным Генпрокуратуры РФ пик преступлений в виде получения взятки (ст. 290 УК РФ) приходился на 2015 год. К 2017 году этот показатель снижался, но после — начал расти. Злоумышленники не стоят на месте и постоянно находят новые способы для незаконного обогащения. Вероятно, в ближайшее время стоит ждать новую реформу антикоррупционного законодательства, учитывающую уже сложившиеся реалии.

Динамика количества коррупционных преступлений (получение взятки)

Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 гг.

План утвержден Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478. Актуальная редакция нацплана содержит изменения, внесенные Указом Президента РФ от 26.06.2023 № 474.

Указ Президента утверждает сам План, а также возлагает на руководителей федеральных органов власти обязанность по реализации предусмотренных им мероприятий. Кроме того, документ устанавливает перечень госорганов, которые должны предоставить отчет о реализации антикоррупционных мер в установленные сроки.

Направления и задачи национального плана противодействия коррупции

За реализацию антикоррупционного плана отвечают государственные органы, органы местного самоуправления и организации, которые реализуют утвержденные антикоррупционные мероприятия по нескольким направления.

Задачи, которые стоят перед государством, непосредственно связаны с направлениями национального плана и ориентированы на повышение эффективности и результативности:

  • системы запретов, ограничений и обязанностей, разработанных для противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;
  • мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • порядка проведения проверок полноты и достоверности предоставляемой госслужащими информации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах;
  • механизма применения штрафных санкций и наказаний за несоблюдение антикоррупционных актов;
  • регламента применения мер преследования нарушителей: административных, уголовных и уголовно-процессуальных;
  • мер по защите конфиденциальной информации, полученной в результате проведения мероприятий по борьбе со взяточничеством;
  • системы ограничений, налагаемых на госслужащих после их увольнения со службы;
  • антикоррупционных мер в частном бизнесе;
  • антикоррупционных мероприятий в регионах РФ;
  • антикоррупционных мероприятий в госзакупках;
  • антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
  • мероприятий по просвещению населения в части антикоррупционных стандартов;
  • механизмов участия граждан и общественных институтов в сфере борьбы с коррупцией и принятия соответствующих нормативно-правовых актов;
  • международного взаимодействия с другими странами в сфере борьбы с коррупцией;
  • мер по систематизации и актуализации нормативной базы;
  • использования цифровых технологий в сфере борьбы с коррупцией.

При этом утвержденная антикоррупционная концепция направлена не только на совершенствование уже имеющихся систем, порядков и механизмов, но и на разработку новых.

Для сравнения в национальном плане на 2021 — 2024 гг. расписаны мероприятия по 16 направлениям. А в плане на 2018 — 2020 гг., утвержденном Указом Президента РФ от 29.06.2018 № 378 — их всего 8. Например, предыдущий план не включал в себя развитие цифровых технологий для борьбы с коррупцией, не рассматривал участие граждан и общественных институтов в этой сфере и так далее.

Мероприятия национального плана противодействия коррупции

Мероприятия в рамках нацплана направлены на предупреждение и борьбу с коррупцией, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

В разрезе каждого направления национальный план устанавливает перечень мероприятий с указанием органа власти, который отвечает за их реализацию. Более того, в большинстве случаев для каждого действия предусмотрен срок, до которого необходимо предоставить доклад об исполнении.

В рамках каждого направления по борьбе с коррупцией планом утверждается свой индивидуальный перечень мероприятий. Однако можно выделить общие черты мер, которые должны быть исполнены:

  • анализ текущей ситуации на предмет выявления коррупционных рисков;
  • анализ правоприменительной практики, в том числе зарубежной, в сфере борьбы с коррупцией по тем или иным вопросам с привлечением научного и экспертного сообщества;
  • разработка предложений по совершенствованию антикоррупционных механизмов;
  • разработка методических рекомендаций и обзоров судебной практики;
  • рассмотрение вопроса о внесении соответствующих изменений в законодательство.

Для примера разберем перечень задач, возложенных на государственные органы в целях совершенствования проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и имуществе чиновников. Так, Правительство РФ должно рассмотреть следующие вопросы:

  • о порядке проведения проверки в случае изменения госслужащим, в отношении которого проводится проверка, места прохождения службы или избрания его на другую должность;
  • о наделении высших должностных лиц субъектов РФ правом направлять запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий при осуществлении антикоррупционных проверок;
  • о наделении отдельных лиц полномочиями направлять запросы в кредитные организации, в налоговую, в Росреестр, а также операторам информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы (совместно с ЦБ РФ).

В свою очередь Генпрокуратура с участием ЦБ РФ должны подготовить предложения, касающиеся получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну. 

Минтруд РФ одновременно с этим должен совместно с другими ведомствами проработать вопрос о предоставлении госорганами информации о проверяемом лице, в частности о записях в актах гражданского состояния, о банковских счетах за пределами РФ, о ценных бумагах, о кредитной истории. Отдельная задача Минтруда РФ — разработка методических рекомендаций по вопросу проведения антикоррупционных проверок.

Национальный план по борьбе с коррупцией затрагивает и сферу высшего образования. Например, Министерству науки и высшего образования РФ получено рассмотреть вопрос об открытии в вузах программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность».

Меры по противодействию коррупции

Противодействовать коррупции можно различными способами. Первый вариант — это профилактика и предупреждение коррупционных преступлений, второй — непосредственно выявление уже свершившихся деяний.

Профилактика — это более предпочтительный вариант, так как он позволяет предупредить преступление до того, как оно будет совершено. Это снижает количество коррупционных деяний и размер ущерба обществу и государству. Такие меры направлены на то, чтобы в целом лишить злоумышленника возможности совершить преступление. 

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

На государственном уровне закреплены следующие профилактические мероприятия по борьбе с коррупцией (ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ):

  • формирование у общественности нетерпимости к коррупции — в том числе не только у чиновников-взяточников, но и у взяткодателей;
  • антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативно-правовых актов — в том числе анализ документов на отсутствие факта лоббирования интересов конкретных лиц, а также изучение актов на предмет возникновения возможных коррупционных схем;
  • анализ органами власти не реже одного раза в квартал судебных решений о признании недействительными ненормативных правовых актов для выработки мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  • разработка требований к квалификации государственных и муниципальных служащих;
  • проверка сведений, представляемых госслужащими;
  • установление ответственности за несообщение или сообщение неполной и ложной информации о доходах, расходах и имуществе как самого служащего, так и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • учет заслуг и результатов работы государственных и муниципальных служащих при их назначении на вышестоящие должности;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля для борьбы с коррупцией.

За выявление уже свершившихся коррупционных преступлений отвечает сразу несколько государственных органов, на базе которых организованы специализированные антикоррупционные подразделения и управления. В первую очередь это Генеральная прокуратура РФ и ее территориальные ведомства, а также Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, Федеральная служба безопасности и так далее. Кроме того, борьбой с коррупцией в России занимаются общественные организации и объединения, которые оказывают помощь и содействие гражданам, столкнувшимся с коррупционными действиями со стороны госслужащих.

Чтобы снизить риски коррупционных нарушений, государственные учреждения проводят периодические проверки своих сотрудников. Автоматизировать трудоемкие проверки можно с помощью Контур.Фокуса. Специалисты Контура детально изучали задачи, которые стоят перед сотрудниками, чьи задачи напрямую связаны с антикоррупционными проверками, чтобы максимально упростить их за счет автоматизации процессов. В итоге появился уникальный алгоритм выявления конфликта интересов, который позволяет за минуты проверить служащих и родственников на связи с юрлицами и ИП. Для профилактики и выявления коррупционных нарушений Контур.Фокус активно использует аппарат губернатора ЯНАО, администрация Екатеринбурга, департамент коррупционных и иных правонарушений Тульской области и госучреждения других регионов.

Новый антикоррупционный национальный план с 2025 года

На текущий момент национальный план на 2025 год еще не утвержден. Если смотреть на предыдущий период, то, вероятно, новый примут до осени 2025 года. 

Какие разделы в себя будет включать новый антикоррупционный пока не ясно. Но можно предположить, что он расширит те направления, которые были утверждены на 2021 — 2024 гг. 

Ввиду последних новостей и принятых законов стоит ждать больше нововведений в части цифровых финансовых активов, криптовалют и цифрового рубля. Предположительно их роль в различных расчетах будет только возрастать, а значит потребуется усиление антикоррупционного контроля за такими транзакциями.

Кроме того, необходимо ждать ужесточения антикоррупционных мероприятий. Вероятно, в первую очередь это затронет сферу государственных закупок и государственного оборонного заказа в частности.

Мнение эксперта

«Национальный план противодействия коррупции —- это основополагающий документ, который определяет не только политику государства в отношении противодействия коррупции, но и политику общества. Этот своеобразная «конституция», в соответствии с которой разрабатываются нормативные документы касающиеся противодействия коррупции. Новый план на следующие годы определит, какие направления борьбы с коррупцией будут приоритетными и какими инструментами будет осуществляться противодействие», — отметил эксперт Контур.Фокуса по экономической безопасности Антон Яковлев.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий
Начните изучать контрагентов прямо сейчас