Что такое система ПОД/ФТ/ФРОМУ и как ее построить в организации — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Что такое система ПОД/ФТ/ФРОМУ и как ее построить в организации

22 февраля 2024 10 899 1

Идентификация клиентов и контроль за их операциями в пределах компании — лишь часть большой системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Рассказываем, как она устроена на международном и российском уровнях.

Основные термины и сокращения

Для начала разберемся с основными понятиями и сокращениями, которые встретятся в статье. Они используются и в других материалах, посвященных теме противодействия отмыванию доходов:

  • ПОД/ФТ — противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма.

  • ФРОМУ — финансирование распространения оружия массового уничтожения.

  • 115-ФЗ — закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  • Доходы, полученные преступным путем, — деньги или имущество, полученные в результате преступления: кражи, продажи наркотиков, оружия или от другого нелегального бизнеса.

  • Легализация (отмывание) преступных доходов — придание легального вида деньгам или имуществу, полученных в результате преступления.

  • FATF (Financial Action Task Force) — межправительственная организация «Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег».

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур».

Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

В 60–70-е годы XX века наркоторговля и другие виды организованной преступности распространились по миру, из-за чего в экономику вливалось всё больше нелегально полученных денег. Отследить финансовые потоки между странами было сложно. Одна из главных причин — разное законодательство в этой сфере.

Чтобы защитить международную финансовую систему, страны «Большой семерки» объединились и в 1989 году создали FATF — так начала формироваться международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. У нее было три основных цели:

  • защитить международную финансовую систему от нелегальных денег;

  • не допустить отмывания преступных доходов через финансовую систему;

  • предупредить направление незаконно добытых денег на финансирование терроризма, распространения оружия массового уничтожения и других преступлений.

Государства — участники FATF внедрили единые меры по борьбе с легализацией преступных доходов. Изначально Россию включили в черный список Группы, поскольку в стране не было четко выстроенной системы по ПОД/ФТ.

В начале 2000-х в России начали разрабатывать «антиотмывочное» законодательство и принимать меры по противодействию отмыванию доходов. В 2002 года FATF исключила страну из черного списка, уже в 2003-м Россия стала постоянным членом Группы.

Сейчас в состав FATF входят 37 государств и две международных организации. В черный список внесены три страны — это Северная Корея, Иран и Мьянма. По оценке FATF эти государства принимают недостаточно эффективные меры по противодействию отмыванию доходов.

Еще есть серый список. Страны, включенные в этот перечень, сотрудничают с FATF и дорабатывают национальные системы ПОД/ФТ. В сером списке 21 юрисдикция, в числе которых Болгария, Турция, Сирия, Вьетнам и другие.

Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ

Правовые акты

Нормативные документы содержат правила борьбы с легализацией преступных доходов. К ним относятся конвенции ООН и Совета Европы, резолюции Совета Безопасности ООН, договоры региональных объединений, в частности СНГ. Например, правила ПОД/ФТ/ФРОМУ есть в конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, конвенции ЕС об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года.

Отдельно выделяют рекомендации FATF — они устанавливают базовые требования к международной и национальной системам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Всего разработано 40 рекомендаций.

Субъекты

К субъектам относятся участники системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. В первую очередь это государства, которые ее создали. Важную роль играет FATF, поскольку организация разрабатывает стандарты по борьбе с легализацией преступных доходов, объединяет усилия заинтересованных стран и помогает им.

Дополнительно противодействием отмыванию денег и финансированию преступлений занимается группа «Эгмонт» — это неформальное объединение подразделений финансовой разведки разных стран. В него входит 170 органов.

Также Россия активно участвует в деятельности Евразийской группы по противодействию отмыванию доходов. ЕАГ — региональная группа по типу FATF, основанная в 2004 году. Сейчас в организацию входят девять стран-участниц, среди которых Россия, Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Процессы

Процессы — это содержательная сторона работы участников системы на практике. Она включает разработку стандартов FATF, оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ рекомендациям FATF, применение санкций к государствам, не соблюдающим правила, обмен информацией.

Последний раз FATF полноценно оценивала соответствие российской системы ПОД/ФТ международным стандартам в 2019 году. Группа подтвердила эффективность национальной системы по борьбе с отмыванием денег. При этом в FATF обратили внимание на формальный подход к выявлению бенефициарных владельцев и рекомендовали устранить это нарушение.

Модель российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

В международную систему ПОД/ФТ/ФРОМУ входят национальные системы отдельных государств. Все они основаны на стандартах FATF, поэтому строятся по одним принципам и имеют схожую структуру. Россия — не исключение, ее модель борьбы с отмыванием денег отвечает международным стандартам.

Кроме Росфинмониторинга в российскую систему ПОД/ФТ/ФРОМУ входит еще несколько надзорных органов. Каждый из них контролирует работу компаний в своей сфере:

  • Центробанк РФ — банки и некредитные финансовые организации;

  • Федеральная пробирная палата — кампании ювелирного сектора;

  • Роскомнадзор — Почту России и операторов связи;

  • саморегулируемые организации, адвокатские и нотариальные палаты, ФНС — аудиторов, адвокатов, нотариусов, бухгалтерские и юридические организации.

Также в российской системе ПОД/ФТ/ФРОМУ есть специально созданные для нее органы. Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям координирует действия разных субъектов в рамках общей национальной политики, Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма (МВК) может замораживать активы людей и компаний, которых подозревают в причастности к терроризму, даже если их нет в списках террористов.

В системе участвуют и правоохранительные органы: МВД, Следственный комитет РФ, прокуратура, ФСБ. Если Росфинмониторинг обнаружит признаки преступления в операциях клиентов, он передает информацию в эти ведомства.

Кто и зачем занимается финансовой разведкой

Подразделение финансовой разведки — это госструктура, которая отвечает за борьбу с отмыванием нелегальных доходов и финансированием преступлений. В России центральным ведомством, возглавляющим всё направление ПОД/ФТ/ФРОМУ, выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Ведомство появилось в ноябре 2001 года как структура Минфина. В 2007 году Росфинмониторинг стал самостоятельным регулятором. Сейчас в каждом федеральном округе работают территориальные подразделения ведомства — всего их девять.

Правовое обеспечение финансовой разведки

Чтобы обеспечить правовое регулирование системы ПОД/ФТ и формализовать законодательные требования к участникам системы, в 2001 году разработали и приняли Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов». Это основной нормативный акт, регулирующий всю систему ПОД/ФТ. Он устанавливает обязанности компаний, которые работают с деньгами и имуществом, а также полномочия контрольных органов в этой сфере.

Сфера ПОД/ФТ/ФРОМУ регулируется и другими нормативными документами. Это многочисленные акты Президента РФ, Правительства РФ, Центробанка, Росфинмониторинга. Они устанавливают особенности идентификации клиентов, правила выявления сомнительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю, сроки передачи данных субъектами 115-ФЗ в финансовую разведку.

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур».

Основные направления работы по ПОД/ФТ

Основные направления деятельности Росфинмониторинга по ПОД/ФТ:

  • учет организаций, которые проводят операции с деньгами и имуществом;

  • проведение проверок в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций — они нужны, чтобы контролировать соблюдение требований закона;

  • профилактика нарушений за счет информирования компаний о требованиях и рисках;

  • привлечение к ответственности за нарушения;

  • координация работы надзорных органов, взаимодействие с ними;

  • взаимодействие с госорганами, прокуратурой, ФСБ, МВД, общественными объединениями и другими организациями по вопросам ПОД/ФТ.

Что входит в задачи финансовой разведки

Для борьбы с отмыванием денег и финансированием преступности Росфинмониторинг выполняет следующие задачи:

  • собирает и проверяет информацию об операциях клиентов банков и других организаций, которые работают с деньгами и имуществом;

  • выявляет незаконные операции;

  • запрашивает данные о бенефициарах и операциях клиентов;

  • организует дистанционный мониторинг организаций на предмет нарушения требований 115-ФЗ;

  • публикует на официальном сайте списки террористов и экстремистов;

  • создает единую информационную систему для субъектов 115-ФЗ;

  • разрабатывает нормативные акты в сфере ПОД/ФТ.

Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг

Наряду с органами-регуляторами в систему ПОД/ФТ включены организации, которые работают с деньгами и имуществом клиентов. Всё потому, что они на местах отслеживают финансовые потоки, а значит, могут своевременно выявить сомнительные схемы.

Такие организации называют субъектами 115-ФЗ: это банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые, агентства недвижимости, компании ювелирного сектора, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, юристы и другие — полный перечень указан в ст. 5 и ст. 7.1. 115-ФЗ.

Они же выполняют процедуры по ПОД/ФТ/ФРОМУ:

Как осуществляется контроль

Росфинмониторинг и надзорные органы контролируют, как субъекты 115-ФЗ выполняют обязанности по противодействию отмыванию доходов: проводят ли идентификацию клиентов, отслеживают ли сомнительные операции, выявляют ли террористов и экстремистов среди потенциальных и действующих клиентов.

Если организация не принимает меры по ПОД/ФТ, ее могут привлечь к ответственности по ст. 15.27 КоАП. Самая серьезная предусмотрена для банков. Если кредитная организация систематически не принимает меры по противодействию отмыванию доходов, ее могут лишить лицензии. О том, как проходят проверки регулятора и как к ним подготовиться, читайте в статье.

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур».

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас