Идентификация клиентов и контроль за их операциями в пределах компании — лишь часть большой системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Рассказываем, как она устроена на международном и российском уровнях.
В этой статье:
- Основные термины и сокращения
- Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Модель российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Кто и зачем занимается финансовой разведкой
- Правовое обеспечение финансовой разведки
- Основные направления работы по ПОД/ФТ
- Что входит в задачи финансовой разведки
- Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг
- Как осуществляется контроль
Основные термины и сокращения
Для начала разберемся с основными понятиями и сокращениями, которые встретятся в статье. Они используются и в других материалах, посвященных теме противодействия отмыванию доходов:
-
ПОД/ФТ — противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма.
-
ФРОМУ — финансирование распространения оружия массового уничтожения.
-
115-ФЗ — закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
-
Доходы, полученные преступным путем, — деньги или имущество, полученные в результате преступления: кражи, продажи наркотиков, оружия или от другого нелегального бизнеса.
-
Легализация (отмывание) преступных доходов — придание легального вида деньгам или имуществу, полученных в результате преступления.
-
FATF (Financial Action Task Force) — межправительственная организация «Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег».
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус
Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
В 60–70-е годы XX века наркоторговля и другие виды организованной преступности распространились по миру, из-за чего в экономику вливалось всё больше нелегально полученных денег. Отследить финансовые потоки между странами было сложно. Одна из главных причин — разное законодательство в этой сфере.
Чтобы защитить международную финансовую систему, страны «Большой семерки» объединились и в 1989 году создали FATF — так начала формироваться международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. У нее было три основных цели:
-
защитить международную финансовую систему от нелегальных денег;
-
не допустить отмывания преступных доходов через финансовую систему;
-
предупредить направление незаконно добытых денег на финансирование терроризма, распространения оружия массового уничтожения и других преступлений.
Государства — участники FATF внедрили единые меры по борьбе с легализацией преступных доходов. Изначально Россию включили в черный список Группы, поскольку в стране не было четко выстроенной системы по ПОД/ФТ.
В начале 2000-х в России начали разрабатывать «антиотмывочное» законодательство и принимать меры по противодействию отмыванию доходов. В 2002 года FATF исключила страну из черного списка, уже в 2003-м Россия стала постоянным членом Группы.
Сейчас в состав FATF входят 37 государств и две международных организации. В черный список внесены три страны — это Северная Корея, Иран и Мьянма. По оценке FATF эти государства принимают недостаточно эффективные меры по противодействию отмыванию доходов.
Еще есть серый список. Страны, включенные в этот перечень, сотрудничают с FATF и дорабатывают национальные системы ПОД/ФТ. В сером списке 21 юрисдикция, в числе которых Болгария, Турция, Сирия, Вьетнам и другие.
Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
Правовые акты
Нормативные документы содержат правила борьбы с легализацией преступных доходов. К ним относятся конвенции ООН и Совета Европы, резолюции Совета Безопасности ООН, договоры региональных объединений, в частности СНГ. Например, правила ПОД/ФТ/ФРОМУ есть в конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, конвенции ЕС об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года.
Отдельно выделяют рекомендации FATF — они устанавливают базовые требования к международной и национальной системам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Всего разработано 40 рекомендаций.
Субъекты
К субъектам относятся участники системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. В первую очередь это государства, которые ее создали. Важную роль играет FATF, поскольку организация разрабатывает стандарты по борьбе с легализацией преступных доходов, объединяет усилия заинтересованных стран и помогает им.
Дополнительно противодействием отмыванию денег и финансированию преступлений занимается группа «Эгмонт» — это неформальное объединение подразделений финансовой разведки разных стран. В него входит 170 органов.
Также Россия активно участвует в деятельности Евразийской группы по противодействию отмыванию доходов. ЕАГ — региональная группа по типу FATF, основанная в 2004 году. Сейчас в организацию входят девять стран-участниц, среди которых Россия, Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Процессы
Процессы — это содержательная сторона работы участников системы на практике. Она включает разработку стандартов FATF, оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ рекомендациям FATF, применение санкций к государствам, не соблюдающим правила, обмен информацией.
Последний раз FATF полноценно оценивала соответствие российской системы ПОД/ФТ международным стандартам в 2019 году. Группа подтвердила эффективность национальной системы по борьбе с отмыванием денег. При этом в FATF обратили внимание на формальный подход к выявлению бенефициарных владельцев и рекомендовали устранить это нарушение.
Модель российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
В международную систему ПОД/ФТ/ФРОМУ входят национальные системы отдельных государств. Все они основаны на стандартах FATF, поэтому строятся по одним принципам и имеют схожую структуру. Россия — не исключение, ее модель борьбы с отмыванием денег отвечает международным стандартам.
Кроме Росфинмониторинга в российскую систему ПОД/ФТ/ФРОМУ входит еще несколько надзорных органов. Каждый из них контролирует работу компаний в своей сфере:
-
Центробанк РФ — банки и некредитные финансовые организации;
-
Федеральная пробирная палата — кампании ювелирного сектора;
-
Роскомнадзор — Почту России и операторов связи;
-
саморегулируемые организации, адвокатские и нотариальные палаты, ФНС — аудиторов, адвокатов, нотариусов, бухгалтерские и юридические организации.
Также в российской системе ПОД/ФТ/ФРОМУ есть специально созданные для нее органы. Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям координирует действия разных субъектов в рамках общей национальной политики, Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма (МВК) может замораживать активы людей и компаний, которых подозревают в причастности к терроризму, даже если их нет в списках террористов.
В системе участвуют и правоохранительные органы: МВД, Следственный комитет РФ, прокуратура, ФСБ. Если Росфинмониторинг обнаружит признаки преступления в операциях клиентов, он передает информацию в эти ведомства.
Кто и зачем занимается финансовой разведкой
Подразделение финансовой разведки — это госструктура, которая отвечает за борьбу с отмыванием нелегальных доходов и финансированием преступлений. В России центральным ведомством, возглавляющим всё направление ПОД/ФТ/ФРОМУ, выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Ведомство появилось в ноябре 2001 года как структура Минфина. В 2007 году Росфинмониторинг стал самостоятельным регулятором. Сейчас в каждом федеральном округе работают территориальные подразделения ведомства — всего их девять.
Правовое обеспечение финансовой разведки
Чтобы обеспечить правовое регулирование системы ПОД/ФТ и формализовать законодательные требования к участникам системы, в 2001 году разработали и приняли Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов». Это основной нормативный акт, регулирующий всю систему ПОД/ФТ. Он устанавливает обязанности компаний, которые работают с деньгами и имуществом, а также полномочия контрольных органов в этой сфере.
Сфера ПОД/ФТ/ФРОМУ регулируется и другими нормативными документами. Это многочисленные акты Президента РФ, Правительства РФ, Центробанка, Росфинмониторинга. Они устанавливают особенности идентификации клиентов, правила выявления сомнительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю, сроки передачи данных субъектами 115-ФЗ в финансовую разведку.
Все специальные перечни — в одном месте
Сократите объем ручной работы. Фокус автоматически проверит клиентов по спискам ПОД/ФТ
Основные направления работы по ПОД/ФТ
Основные направления деятельности Росфинмониторинга по ПОД/ФТ:
-
учет организаций, которые проводят операции с деньгами и имуществом;
-
проведение проверок в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций — они нужны, чтобы контролировать соблюдение требований закона;
-
профилактика нарушений за счет информирования компаний о требованиях и рисках;
-
привлечение к ответственности за нарушения;
-
координация работы надзорных органов, взаимодействие с ними;
-
взаимодействие с госорганами, прокуратурой, ФСБ, МВД, общественными объединениями и другими организациями по вопросам ПОД/ФТ.
Что входит в задачи финансовой разведки
Для борьбы с отмыванием денег и финансированием преступности Росфинмониторинг выполняет следующие задачи:
-
собирает и проверяет информацию об операциях клиентов банков и других организаций, которые работают с деньгами и имуществом;
-
выявляет незаконные операции;
-
запрашивает данные о бенефициарах и операциях клиентов;
-
организует дистанционный мониторинг организаций на предмет нарушения требований 115-ФЗ;
-
публикует на официальном сайте списки террористов и экстремистов;
-
создает единую информационную систему для субъектов 115-ФЗ;
-
разрабатывает нормативные акты в сфере ПОД/ФТ.
Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг
Наряду с органами-регуляторами в систему ПОД/ФТ включены организации, которые работают с деньгами и имуществом клиентов. Всё потому, что они на местах отслеживают финансовые потоки, а значит, могут своевременно выявить сомнительные схемы.
Такие организации называют субъектами 115-ФЗ: это банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые, агентства недвижимости, компании ювелирного сектора, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, юристы и другие — полный перечень указан в ст. 5 и ст. 7.1. 115-ФЗ.
Они же выполняют процедуры по ПОД/ФТ/ФРОМУ:
-
разрабатывают правила внутреннего контроля;
-
идентифицируют клиентов, выявляют среди них лиц из перечней экстремистов и террористов, публичных должностных лиц;
-
выявляют сомнительные операции и передают о них данные регулятору;
-
сообщают об операциях, подлежащих обязательному контролю;
-
замораживают деньги и имущество клиентов из перечней, приостанавливают операции связанных с ними лиц.
Как осуществляется контроль
Росфинмониторинг и надзорные органы контролируют, как субъекты 115-ФЗ выполняют обязанности по противодействию отмыванию доходов: проводят ли идентификацию клиентов, отслеживают ли сомнительные операции, выявляют ли террористов и экстремистов среди потенциальных и действующих клиентов.
Если организация не принимает меры по ПОД/ФТ, ее могут привлечь к ответственности по ст. 15.27 КоАП. Самая серьезная предусмотрена для банков. Если кредитная организация систематически не принимает меры по противодействию отмыванию доходов, ее могут лишить лицензии. О том, как проходят проверки регулятора и как к ним подготовиться, читайте в статье.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус