Как выявлять необычные сделки и сомнительные операции по 115‑ФЗ — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Как выявлять необычные сделки и сомнительные операции по 115‑ФЗ

20 февраля 2024 20 866 1

Есть операции и сделки клиентов, на которые субъектам 115-ФЗ нужно обращать особое внимание. Они называются подозрительными, сомнительными или необычными. По каким признакам их выявлять и что делать, если обнаружили? Разбираемся.

Критерии и признаки подозрительных операций

Подозрительными считаются те операции клиентов, предполагаемая цель которых, — отмыть, легализовать преступные доходы или профинансировать терроризм. Такое определение дается в ст. 3 115-ФЗ. У всех организаций — субъектов 115-ФЗ — есть обязанность выявлять операции, легальность которых вызывает сомнение. В подозрительной операции можно отказать либо признать ее сомнительной и отправить ФЭС регулятору. Если клиент находится в негативных перечнях Росфинмониторинга, его активы замораживают.

Признаки подозрительных операций — это критерии, по которым определяют, что операция необычная. Количество и специфика таких признаков отличаются в разных сферах. Это объясняется тем, что в каждой отрасли клиенты проводят свои операции.

Признаки подозрительных операций зафиксированы в классификаторах — их еще можно назвать справочниками. В них собран полный перечень критериев и кодов необычных операций. Классификаторы публикуются как приложения к нормативно-правовым актам.

У всех классификаторов необычных операций и сделок единая структура. Это таблица, в которой обозначены:

  • код группы признака сомнительной операции;
  • код вида признака;
  • описание признака.

Признаки в классификаторах делятся на общие и специальные. Из названия понятно, что общие характерны для любого вида деятельности, а специальные только для определенных. Например, операцию, которая не соответствуют принятой на рынке практике, можно считать сомнительной по одному из общих признаков.

Найти классификатор признаков необычных операций поможет таблица. Собрали информацию о справочниках для каждого субъекта 115-ФЗ.

 

Для кого Где найти классификатор
Банков и других кредитных организаций Приложение к Положению ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П
Некредитных финансовых организаций: ломбардов, ювелиров, страховых компаний, КПК, МФО, НПФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других Приложение к Положению Банка России от 15.12.2014 № 445-П
Агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей, бухгалтерских фирм, аудиторов, нотариусов, юристов Описание структур ФЭС, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 8.02.2022 № 18

Получите бесплатный доступ к проверке по 115‑ФЗ

Управление рисками в сфере ПОД/ФТ, собирайте данные о клиентах за секунды и проводите сверку со специальными перечнями

Какие операции относятся к сомнительным

Чтобы сделать вывод о том, что операция сомнительная, недостаточно найти ее признак в классификаторе. Сотруднику финмониторинга нужно проанализировать деятельность клиента, которая включает как платежи или сделки, так и факты хозяйственность деятельности.

В ходе анализа специалисты обращают внимание на срок жизни фирмы, финансовое положение, число сотрудников, объем налоговой нагрузки, данные об учредителях. Еще имеют значение поведение клиента и расчеты, типичные для такого рода компаний. Задача сотрудника финмониторинга — понять, характерна ли операция для этого клиента и носит ли она для него очевидный экономический смысл. Другими словами, получает ли клиент от нее прибыль. 

Разберем несколько сомнительных операций, характерных для разных отраслей.

Сомнительные операции в банках

В банковском секторе выделяют больше всего признаков сомнительных операций — около сотни. К самым распространенным можно отнести обналичивание, вывод капитала за рубеж, транзит и вывод денег на счета физлиц.

Чтобы отнести операцию к сомнительной, сотрудник финмониторинга банка проводит анализ самой операции и движения денег по счету за последние несколько месяцев. Так, специалист всегда обращает внимание, соответствует ли основание для зачисления денег характеру их списания. А еще собирает другую информацию, помогающую принять решение, например, оценивает обычную цену на рынке для подобного рода товара или услуги.

Допустим: на счет компании регулярно поступают деньги от контрагентов за поставку молока, а компания платит поставщикам за поставку строительных материалов. У финмониторинга банка возникает вопрос, где компания покупает молоко и куда реализует строительные материалы. Разночтение в основании зачисления и списания денег на счет компании — повод обратить внимание на ее деятельность. Такая операция может иметь признаки «транзита».

Сомнительные операции в сфере недвижимости

Выделяют порядка 20 признаков сомнительных операций, выявляемых при оказании бухгалтерских услуг, относят:

Сомнительные операции в бухгалтерской сфере

К самым распространенным признакам сомнительных операций, выявляемым при оказании бухгалтерских услуг, относят:

  • операции, которые направлены на вывод наличных;
  • платежи за товары или услуги от лиц, которые не являются стороной сделки;
  • операции, цель которых — занизить прибыль и уйти от налогов.

Например, бухгалтеру стоит обратить внимание, если у клиента резко увеличился оборот наличных — и это нетипично для его деятельности.

Что делать при выявлении сомнительных операций

Вот что обычно происходит, когда операция клиента вызывает подозрение у сотрудника финмониторинга банка.

  1. Специалист запрашивает у клиента документы по операции, чтобы убедиться в ее экономическом смысле.
  2. После получения документов от клиента сотрудник финмониторинга делает вывод: обосновывают ли документы экономический смысл операции и возможность проведения следующих платежей. Если у банка больше нет вопросов к документам — клиент продолжает обслуживание.
    Но если документы не подтверждают экономический смысл расчетов — банк применяет к клиенту меры. Например, ограничивает доступ к онлайн-банку и снятию наличных по карте, оставляя возможность предоставлять платежные поручения «на бумаге» (но и в таких платежах банк может отказать п. 11 ст. 7 115-ФЗ).
  3. В течение трех дней с момента выявления сомнительной операции сотрудник направляет сообщение в Росфинмониторинг в формате ФЭС (п. 3. ст. 7 115-ФЗ). Как раз в сообщении он указывает код необычной операции из классификатора.

Банк может расторгнуть договор банковского обслуживания с клиентом, которому отказал больше двух раз в проведении операции в течение календарного года (п. 5.2 ст. 7 115-ФЗ). Такие клиенты попадают в список 764-П. О том, что это значит, мы писали в статье.

Этот алгоритм может применяться в любых субъектах 115-ФЗ. Несмотря на то что некоторые организации не могут приостановить операцию, у них сохраняется обязанность по отправке ФЭС. Это значит, что все субъекты 115-ФЗ должны обращать внимание на операции и сделки своих клиентов и сообщать о необычных в Росфинмониторинг.

Получите бесплатный доступ к проверке по 115‑ФЗ

Управление рисками в сфере ПОД/ФТ, собирайте данные о клиентах за секунды и проводите сверку со специальными перечнями

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
1 комментарий
Я
Ярослав 26 февраля
а дальше то что, после отправки сообщения
Начните изучать контрагентов прямо сейчас