Работа с новым контрагентом — это риск. Нельзя быть уверенным в том, что бизнес-партнер исполнит свои обязательства: вовремя поставит продукцию, в полном объеме оплатит отгрузку, обеспечит надлежащее качество и так далее. Поэтому нужно подробно изучать историю организации: с кем и как она работал ранее.
Что такое история контрагента
Бизнес постоянно сталкивается с изменениями. Это может быть смена руководства, продажа доли другому учредителю, переезд на другой адрес, смена деятельности. Такие события формируют историю компании.
Изучить прошлое потенциального партнера нужно прежде, чем вступать с ним в договорные отношения. История контрагента, например, покажет:
- есть ли у партнера опыт исполнения аналогичных контрактов;
- достаточно ли материальных, денежных, трудовых ресурсов для ведения бизнеса;
- с какими компаниями он работал ранее;
- были ли претензии к контрагенту со стороны его партнеров;
- какая деятельность является основной;
- соблюдает ли он законодательство;
- платит ли налоги и сборы.
История — это досье о бизнес-жизни организации. Как его собрать, расскажем далее.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Причины изучения истории контрагента
Изучение прошлого партнера — это проявление должной осмотрительности, о которой подробно рассказано в статье «Должная осмотрительность». Если ее не проявлять, последуют налоговые риски в виде доначислений налогов, пеней и штрафов со стороны ФНС.
Без информации о прошлом партнера работа с ним становится рискованной. В лучшем случае можно столкнуться с компанией, у которой нет необходимого опыта, следовательно, велик риск ошибок или неисполнения обязательств с его стороны. В худшем — можно нарваться на фирму-однодневку или мошенников.
Например, частная клиника ищет поставщика медицинского оборудования для нового корпуса. При поиске поставщиков выбрали первого попавшегося поставщика, который пообещал низкую цену и хорошие сроки поставки. Результат такого сотрудничества: часть оборудования не закрывает потребности клиники, а другая часть — не может быть смонтирована в помещении.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Как проверить историю контрагента
Партнер будет приукрашивать ситуацию и скрывать порочащие факты из своей бизнес-жизни. Однако в интернете много открытых официальных источников информации об истории контрагента.
Сведения из ЕГРЮЛ / ЕГРИП
Единый государственный реестр — это первый источник, к которому нужно обратиться при сборе досье на партнера.
Выписка содержит много полезной и актуальной информации о юридическом лице или ИП. Разберем некоторые из них.
Дата регистрации
Помогает узнать возраст бизнеса. Условно, но чем старше компания, тем больше у нее опыта в ее сфере деятельности. Это правило действует при условии, что компания действительно работала и получала прибыль.
Адрес юридического лица
Смотрим дату, когда внесена запись о смене адреса. Если она отличается от даты регистрации, значит, контрагент менял свой адрес. Например, переезжал из одного офиса в другой. Или были более серьезные причины.
Адрес регистрации проверьте на «массовость», чтобы узнать, сколько еще юрлиц зарегистрировано по этому адресу. Используйте официальный сервис ФНС «Прозрачный бизнес» (раздел «Адреса ЮЛ»). «Адрес массовой регистрации» — один из признаков фирм-однодневок.
Сведения о лице, имеющем право действовать от имени компании без доверенности
Обратите внимание на дату, когда внесена запись о новом руководителе. Свежая запись говорит о том, что директор недавно сменился. Следовательно, мог измениться подход и к ведению бизнеса.
Помните, что подписывать документы без доверенности имеет право только то лицо, которое указано в ЕГРЮЛ / ЕГРИП. У всех остальных сотрудников партнера запрашивайте доверенность.
Директора можно проверить на «массовость» с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» (раздел «Участие в ЮЛ»). Номинальный директор сразу нескольких компаний — излюбленный способ фирм-однодневок для сокрытия реальных руководителей.
Сведения об уставном капитале и учредителях
Для ООО минимальный размер уставного капитала — 10 000 рублей. Чем больше сумма, тем надежнее компания. Однако даже добросовестные компании редко заморачиваются с увеличением капитала.
Учредитель организации может создать бизнес, а затем продать свою долю другому лицу. Смотрите дату внесения записи об учредителе. Если она сделана позже регистрации, необходимо собрать информацию о причинах. Учредители редко продают доли в успешном бизнесе.
Сведения об ОКВЭД
ОКВЭД определяет вид деятельности компании. Сравните код из выписки с той деятельностью, которую контрагент планирует осуществлять в рамках договора.
Например, заключение договора на строительство склада с компанией, у которой основной ОКВЭД 10.8 «производство прочих пищевых продуктов» — большой риск.
Сведения о лицензиях
Некоторые виды деятельности нельзя осуществлять без лицензии. Например, нельзя обслуживать медицинское оборудование без лицензии Росздравнадзора, нельзя ремонтировать источники ионизирующего излучения без лицензии Роспотребнадзора и так далее.
Дата получения лицензии показывает, как давно организация осуществляет лицензируемую деятельность.
Сведения о записях
В этом разделе содержится история обо всех заявлениях, которые подавал контрагент для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Указывается дата, документ и причина внесения изменений. То есть можно примерно узнать, когда менялся ОКВЭД, учредитель, директор и так далее.
«Прозрачный бизнес»
«Прозрачный бизнес» — это официальный сервис ФНС для проверки контрагентов. Большая часть информации в «ПБ» подтягивается из ЕГРЮЛ / ЕГРИП, однако, есть и дополнительные сведения.
Сервис полезен для изучения истории контрагента, так как из него можно получить информацию за последние 3 года:
- о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- о налоговых правонарушениях;
- о применении налоговых спецрежимов;
- об участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
- о среднесписочной численности сотрудников;
- о сумме уплаченных налогов и сборов;
- о доходах и расходах.
Всю информацию, полученную из ЕГРЮЛ и «ПБ», анализируйте совместно, а не по отдельности. Вот несколько примеров:
- контрагент зарегистрирован 5 лет назад, но выручки нет ни в одном периоде — компания не вела деятельность, а значит, и не имеет опыта, непонятны причины, по которым организация активизировалась;
- компания зарегистрирована год назад, в ней работает 1 человек, огромные расходы и убыток — риск того, что контрагент фирма-однодневка или нарушитель налогового законодательства;
- компания зарегистрирована давно, но год назад изменился учредитель, руководитель, ОКВЭД и адрес — история у контрагента «номинальная», фактически это новый бизнес.
Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИР БО)
ГИР БО — это ресурс, который можно использовать в дополнение к «ПБ». В реестре хранится бухгалтерская отчетность организаций.
Отчетность раскрывает историю финансового состояния бизнеса и его платежеспособности. Ресурс подойдет для анализа доходов, расходов, прибыли, стоимости активов и так далее.
Например, можно проанализировать историю развития компании. Вот несколько факторов, по которым можно оценивать контрагента.
Положительные факторы | Негативные факторы |
---|---|
|
|
Картотека арбитражных дел (КАД)
КАД содержит «негативную» историю контрагента — все судебные споры, где он принимал участие.
Поиск в картотеке осуществляется по ИНН или названию контрагента. В суде партнер может занимать одну из трех ролей:
- истец — права контрагента были нарушены, и он подал в суд на другое лицо с целью их восстановления;
- ответчик — наоборот, иск был предъявлен в отношении партнера, он пытается оправдать свои действия;
- третье лицо — к организации напрямую иск не предъявлялся, но контрагент был привлечен к делу, например, как свидетель или эксперт.
Судебные материалы — это большой источник информации. Например, из решения или определения суда можно узнать:
- кто ответчик и истец по делу;
- по какой причине подано заявление;
- когда подано заявление;
- доводы сторон по оспариваемому вопросу;
- сумму исковых заявлений;
- итоговое решение суда: кто прав, а кто нет.
Из судебных материалов видно, с кем ранее работал контрагент. Обычно даже наличие судебного разбирательства не останавливает компании от сотрудничества.
Если контрагент часто выступает ответчиком, необходимо установить причины. Самые частые — неисполнение обязательств: не отгрузил товары, некачественно оказал услуги, просрочил оплату. Сотрудничество с таким партнером несет риск того, что компания столкнется с аналогичными проблемами.
Роль истца — это вопрос для изучения. Нужно понять, почему контрагент постоянно подает в суд на своих партнеров. Обычно стороны стараются решить все вопросы в досудебном порядке. Есть риск того, что организация злоупотребляет своим правом для взыскания пеней и штрафов с других компаний.
Контрагент может выступать в судебных делах в качестве третьего лица. Для некоторых компаний — это нормально. Например, оценочные компании, экспертные бюро и им подобные. Суды часто привлекают их для проведения работ.
Наличие судебных дел у компании с длинной бизнес-историей — это не показатель недобросовестности контрагента. Однако если компании 1–2 года, но в отношении нее подано уже 5–10 исков — это риск.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
ЕИС Закупки и торговые площадки
Информация о контрактах, заключенных между компаниями и государственными заказчиками, хранится на Портале Госзакупок. Здесь публикуют информацию о закупках в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
Государственные заказчики строго контролируют исполнение контрактов. Поэтому факт того, что организация работает по госзаказу, подтверждает ее добросовестность.
У крупных госкорпораций, например «Газпром», «Роснефть», есть торговые площадки, где они размещают информацию о своих закупках. Поэтому, если вы знаете, что контрагент работал с такими корпорациями, можно изучить информацию об исполнении на таких площадках.
С Портала Госзакупок и торговых площадок можно получить следующую информацию о бизнесе.
С кем работал контрагент
По ИНН компании можно найти информацию обо всех заключенных государственных контрактах. В том числе реквизиты заказчиков, перечень закупаемых товаров, работ и услуг, цены, сроки и так далее. На торговых площадках можно получить информацию и о коммерческих контрактах.
Перечень поставляемых товаров, работ и услуг
В госконтракте будет видно, какие товары, работы и услуги отгружал контрагент в адрес заказчика. Это будет подтверждением опыта для выполнения аналогичных договоров.
Наличие штрафов и неустоек
За нарушение госконтракта предусмотрены штрафы и пени. Заказчик не может их не взыскать или «забыть». На площадке хранится информация о сумме штрафа и подтверждение его уплаты.
Средняя стоимость исполненных контрактов
В госконтрактах указывают цены поставляемых товаров, работ, услуг. Средняя стоимость успешно исполненных контрактов подтверждает возможность выполнения аналогичных договоров с другими компаниями.
Например, клиника ищет поставщика медицинского оборудования для нового корпуса. Ориентировочная стоимость закупаемых активов — 50 млн рублей. Оптимальным для сотрудничества будет контрагент со следующей историей:
- давно работает по госзаказу — так как в большей части медицинское оборудование закупают государственные клиники;
- имеется опыт исполнения контрактов на сумму более 50 млн рублей — подтвердит наличие ресурсов у контрагента;
- имеется опыт поставки аналогичных аппаратов — подтвердит наличие знаний об оборудовании.
Возможности API Контур.Фокуса в проверке истории контрагента
Изучать историю организации можно не только «вручную». Ведь когда контрагентов очень много, ручной сбор данных становится очень трудозатратной задачей. Решить ее может автоматизированная проверка контрагентов. Например, API Контур.Фокуса. Такой подход подойдет компаниям, у которых большой поток новых контрагентов, которых нужно проверять «на входе» и несколько сотен или больше действующих клиентов и поставщиков, за изменениями у которых следить также важно.
У автоматизированной проверки есть несколько преимуществ перед самостоятельным сбором информации. Во-первых, скорость. API Контур.Фокуса собирает информацию о компании из открытых источников и загружает ее прямо в вашу информационную систему. Вы получаете все данные в одном окне, весь процесс сбора досье происходит в моменте.
Во-вторых, с помощью данных API Контур.Фокуса можно автоматически проверять связи контрагента с другими лицами. Выявляются связи как по руководителям, так и по учредителям. Это удобно при анализе вновь зарегистрированных компаний. Ведь новая компания, у которой на первый взгляд нет возможности исполнить договор, может быть «дочкой» крупной корпорации, что подтверждает наличие ресурсов и возможностей. Построить такое дерево связей вручную — долго и сложно.
В-третьих, API Контур.Фокуса показывает историю компании подробнее, чем выписка ЕГРЮЛ. Видно всю историю: кто был руководителем или учредителем ранее, какие лицензии были, но перестали действовать и так далее. А значит, можете составить самое полное досье на контрагента и принимать взвешенные решения о сотрудничестве.
Детальное изучение истории нового контрагента помогает снизить риски для бизнеса: финансовые, налоговые, репутационные. При этом очень важно проверять делового партнера не только в начале сотрудничества, но и внимательно отслеживать его изменения в процессе, чтобы своевременно корректировать условия работы.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений