Фирмы однодневки: признаки, схемы, риски, ответственность — Контур.Фокус

Как выявить фирму‑однодневку: признаки и способы проверки

25 ноября 2021 4

Понятие фирмы-однодневки достаточно часто употребляется в бизнесе, хотя единого определения этого термина не существует. Вместе с юристом Еленой Хлыстуновой разбираемся, по каким признакам вычислить однодневку и какими могут быть последствия сотрудничества с таким контрагентом.

Как появились однодневки

Первые однодневки возникли в России еще в 90-х — во время предпринимательского бума. В основном их использовали мошенники для обналичивания денег. Со временем такие фирмы стали создавать недобросовестные предприниматели, чтобы избежать уплаты налогов. Компании появлялись, через них проводили нужные операции, а потом фирмы бросали. Так и возникло название «однодневки».

До сих пор в российском законодательстве не приняли единое определение для фирм-однодневок. Но в бизнесе понятие употребляется настолько часто, что государственные органы тоже оперируют им в официальных документах.

Например, ФНС определяет фирму-однодневку как юрлицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создается не для ведения предпринимательской деятельности, не сдает отчетность и зарегистрировано по массовому адресу (Письмо ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

В Письме 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ ФНС описала новый термин для обозначения такого рода компаний, назвав их «техническими». В этой статье мы будем говорить о фирмах-однодневках, так как это понятие наиболее точно отражает характеристики недобросовестного контрагента.

Как работают фирмы-однодневки

Недобросовестные компании искусственно включают однодневок в цепочку хозяйственных связей. Задача фирмы-однодневки — создать фиктивный документооборот, чтобы подтвердить мнимые операции контрагента. Схема позволяет ему получить необоснованную налоговую выгоду.

Фирму-однодневку могут создать для совершения одной операции и ликвидировать сразу после ее проведения. Или оставить «работать» дольше, чтобы привлечь к нескольким сделкам.

Признаки фирмы-однодневки

Критерии, по которым можно отнести фирму к однодневкам, на законодательном уровне не закреплены. Мы выделили эти признаки на основе правоприменительной и судебной практики, сложившейся в России:

  • Фирма зарегистрирована по массовому адресу.
  • Название не связано со сферой деятельности и расположением компании.
  • Зарегистрирована меньше трех лет назад.
  • Минимальный уставный капитал.
  • Не платит налоги или перечисляет минимальные платежи.
  • Не сдает отчетность или сдает нулевую.
  • Нет данных о государственной регистрации в ЕГРЮЛ.
  • Нет собственных ресурсов, производственных помещений и офисов.
  • Нет рекламы в СМИ, официального сайта, рекомендаций партнеров.
  • Руководители фирмы не имеют отношения к ее деятельности (фиктивные учредители и директора). На это может указывать, что реальный директор не участвует во встречах, вам не представили его документы.
  • Учредитель компании одновременно является учредителем других компаний или имеет в них доли; директор компании руководит несколькими фирмами.
  • Руководитель (учредитель, представитель) внесен в реестр дисквалифицированных лиц.
  • Руководители часто меняются.

Если при проверке контрагента вы выявили эти признаки, обратите на них пристальное внимание. Запросите у будущего партнера дополнительные сведения, которые подтвердят добросовестность контрагента.

focus

Адрес регистрации, размер уставного капитала, отчетность

Риски работы с фирмой-однодневкой для добросовестных компаний

Основной риск в том, что однодневка не собирается платить по договору. После заключения контракта такая компания может получить аванс и скрыться. А значит, добросовестный контрагент понесет убытки.

Риски не ограничиваются только финансовыми потерями. Из-за сотрудничества с фирмой-однодневкой можно попасть в реестр недобросовестных компаний. Это скажется на деловой репутации.

Ситуация осложняется тем, что если контрагент окажется однодневкой, налоговая может признать заключенные сделки недействительными. Это значит, что ФНС потребует доплатить налоги. Плюсом к этому начислит пени и выпишет штраф, размером до 40 % от суммы неуплаченных налогов.

Кроме того, ФНС может расценить сотрудничество с однодневкой как способ уклонения от уплаты налогов. За это предусмотрена уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ).

Ответственность за сотрудничество с фирмой-однодневкой

Обычно налоговая признает фирмы однодневками по результатам проверки. Основаниями для этого служат сомнительные сделки (невыгодные, нецелесообразные для исполнения) или недобросовестное поведение самой компании.

Даже если контрагент оказался фирмой-однодневкой, ФНС должна доказать, что вы не проявили коммерческую осмотрительность и знали о нарушениях контрагента. Только в таком случае вам могут доначислить налоги.

В судебной практике достаточно много разбирательств по обвинению налогоплательщиков в сотрудничестве с фирмами-однодневками и лишением добросовестных компаний вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль. Рассмотрим несколько дел, которые дошли до Верховного суда РФ.

Обществу доначислили налоги из-за работы с однодневками

ФНС провела выездную проверку ООО «Э». Налоговая пришла к выводу, что между обществом и шестью компаниями с признаками однодневок не было реальных хозяйственных операций.

Вот какие признаки однодневок выявила инспекция:

  • компании не являются реальными участниками экономической деятельности,
  • в их штате нет сотрудников и материально-технических ресурсов,
  • они не проводили платежи и закупки,
  • сдавали нулевую налоговую отчетность,
  • первичные документы по взаимоотношениям ООО «Э» с контрагентами были фиктивными.

Суды решили, что общество создало формальный документооборот, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду. Она выражалась в завышении налоговых вычетов по НДС и занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Верховный суд РФ поддержал позицию налоговой и нижестоящих инстанций, оставив решение ФНС в силе. Обществу доначислили недоимки по налогу на прибыль в размере 53 млн рублей, по налогу на добавленную стоимость 32 млн рублей, пени на общую сумму 19 млн рублей, штрафы в размере 33 млн рублей.

Верховный суд пришел к выводу, что сделка была реальной

Это определение — одно из самых значимых по вопросу сотрудничества с однодневками. Несмотря на то что Верховный суд принял решение еще в 2016 году, оно до сих пор актуально.

ИФНС Москвы провела проверку ООО «Ц». В результате налоговая привлекла общество к ответственности, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. ИФНС посчитала, что общество искусственно создало документооборот с ООО «Т». У контрагента не было средств и производственных активов, складских помещений и транспортных средств.

Верховный суд не поддержал позицию налоговой и нижестоящих инстанций. Он пришел к выводу, что обстоятельства, которые говорят о реальном исполнении обязательств по заключенному договору, не были учтены. В ходе процесса он исследовал все документы, которые подтвердили реальность сделки: цену товара, ее соответствие рыночному уровню.

Суд признал, что организация и ее контрагент реально исполняли свои обязательства по договору, перечисляли деньги и поставляли товар. Это значит, что взаимоотношения между компаниями действительно существовали.  

Сотрудничество с однодневками привело к банкротству компании

В суд обратился конкурсный управляющий АО «М» с иском о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей этого общества. Управляющий настаивал, что директор и учредитель заключали сделки с сомнительными контрагентами, проводили фиктивный документооборот с фирмами-однодневками для вывода денег с расчетных счетов компании. Все это привело к увеличению долговых обязательств и в итоге к банкротству АО «М».

Суд удовлетворил иск конкурсного управляющего и привлек должностных лиц общества к субсидиарной ответственности.

Как вычислить фирму-однодневку

Одно из самых главных условий в выборе контрагента — проявление  коммерческой осмотрительности, которая заключается в принятии всех возможных мер для проверки добросовестности потенциального контрагента. Такой позиции придерживаются ФНС (Письмо 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@) и суды.

Перед подписанием контракта важно собрать все необходимые документы по сделке и проверить данные о партнере, например через Контур.Фокус. Мы составили несколько советов, которые подскажут, на что обратить внимание перед заключением сделки:

1. Закажите выписку из ЕГРЮЛ и изучите ее. Если в ней есть пометка о недостоверности сведений, сотрудничать с такой компанией не стоит.

С помощью Фокуса вы можете получить выписку в пару кликов. А еще сервис подскажет, если в реестре есть записи о недостоверных сведениях. Информация отобразится в блоке «Записи в ЕГРЮЛ».

2. Проверьте список дисквалифицированных лиц ФНС. Если в него попали руководители компании контрагента, то им запрещено занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью.

На сводке компании Фокус покажет сведения о директоре и предупредит, если руководитель включен в реестр ФНС.

3. Если деятельность, которой занимается ваш потенциальный контрагент, требует обязательного лицензирования, проверьте, есть ли у него разрешения.

Сведения о выданных контрагенту лицензиях отобразятся в одноименном блоке на странице компании. В Фокусе есть данные 11 источников.

4. Убедитесь, что у потенциального партнера нет крупных задолженностей по налогам. В Фокусе вы можете изучить общий размер задолженностей и подробную статистику по неуплаченным налогам и сборам.

5. Проверьте адрес регистрации контрагента на массовость. Эту информацию вы также можете посмотреть в Фокусе в блоке «Особые реестры». 

6. Выясните, есть ли в отношении контрагента возбужденные исполнительные производства. С помощью Фокуса вы можете быстро оценить общий размер взысканий и проанализировать подробную информацию. Сервис показывает предмет долга, сумму взысканий по каждому делу и число производств в категории.

7. Изучите официальный сайт компании, ее упоминание в СМИ. Новости о возможном банкротстве и споры с другими контрагентами — повод провести более тщательную проверку.

8. Запросите у представителя компании учредительные документы, свидетельство о регистрации.

9. Проверьте фактический адрес компании и ее возможность исполнять обязательства по договору. Если контрагент работает в другом регионе, вы можете заказать отчет о выездной проверке в Фокусе. Независимый эксперт проверит, работает ли контрагент по указанному адресу, оценит реальные производственные мощности его компании. А вы сможете сделать выводы о надежности партнера.

10. Попросите представить документ, удостоверяющий личность руководителя компании. Проверьте, совпадают ли данные со сведениями в ЕГРЮЛ.

Проявление коммерческой осмотрительности — обязанность каждого налогоплательщика. Вы должны быть готовы, что во время проверки ФНС может попросить подтвердить реальность сделки. Переписка с согласованием основных моментов по договору, протоколы встреч, записи телефонных разговоров послужат весомым доказательствами того, что сделка существовала в действительности.

Практика показывает, что при рассмотрении налоговых споров суды стали более детально исследовать фактические обстоятельства сделки. Они изучают доказательства реальности взаимоотношений, не ограничиваются формальными основаниями для привлечения добросовестного налогоплательщика к ответственности. Поэтому при работе с контрагентами нельзя пренебрегать составлением документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций, которые в итоге могут подтвердить наличие деловых отношений и вашу добросовестность.

focus

Проверить контрагента в Фокусе


Будьте в курсе новостей — подпишись!
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
История контрагента, или Как узнать, с кем работал контрагент

Работа с новым контрагентом — это риск. Нельзя быть уверенным в том, что бизнес-партнер исполнит свои обязательства: вовремя поставит продукцию, в полном объеме оплатит отгрузку, обеспечит надлежащее качество и так далее. Поэтому нужно подробно изучать историю организации: с кем и как она работал ранее.

Как проверить арбитражные дела по ИНН или названию

Если потенциальный контрагент часто нарушает договор и оказывается ответчиком в суде, это может указывать на его недобросовестность. Как проверить, участвовал ли бизнес-партнер в арбитражных спорах? Рассказываем.

Должная осмотрительность: как правильно выстроить проверку контрагента

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность каждой компании проверять своих контрагентов. Ведь за работу с фирмами-однодневками ФНС может наказать даже добросовестных налогоплательщиков. Сталкиваются с этим и те компании, которые не догадывались о недобросовестности своего партнера. Как проверить контрагента и проявить должную осмотрительность, разберемся далее.

Налоговые риски для бизнеса: какие бывают и как избежать

От налоговых рисков не застрахован ни один предприниматель в России. ФНС не дремлет — количество выездных проверок компаний за 2021 году превысило показатель 2020 года на 32%. Вероятность попасть под прицел ФНС растет, а с ней и возможный ущерб предприятию. Разбираемся, как предпринимателю посмотреть на свой бизнес глазами инспектора, оценить риски и снизить их.

Начните изучать контрагентов прямо сейчас