Эксперты обсудили «золотой стандарт» коммерческой осмотрительности — Контур.Фокус

Эксперты обсудили «золотой стандарт» коммерческой осмотрительности

7 ноября 2024 1 330

Почему бизнесу стоит тщательно проверять контрагентов, как избежать штрафов за услуги от недобросовестных поставщиков и что такое «золотой стандарт» коммерческой осмотрительности. Эти вопросы обсудили Антон Яковлев, эксперт Контур.Фокуса по экономической безопасности и Наталья Наталюк, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам компании «Правовест Аудит».

Коммерческая осмотрительность по-прежнему важна

Представителям всех видов бизнеса, независимо от масштаба, стоит тщательно выбирать контрагентов. Это относится и к индивидуальным предпринимателям, и к компаниям на упрощенной системе налогообложения.Заметим, что стандарта по должной коммерческой осмотрительности нет, такие требования нигде не закреплены — тема дискуссионная.

«В 2006 году, на момент выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53, было достаточно заглянуть в ЕГРЮЛ и убедиться, что компания действительно зарегистрирована и у нее есть полномочия на заключение договоров. Сейчас этого недостаточно. Нужно приложить больше усилий: проверить наличие основных средств для реализации договора, оценить выручку, проанализировать бухгалтерскую отчетность. Нужно как минимум, уметь пользоваться общедоступными источниками. Сайт Федеральной налоговой службы в этом помогает». — прокомментировала Наталья Наталюк.

Как упрощенцам быть осмотрительными

В ходе дискуссии эксперты обсудили вопрос: должны ли компании на УСН платить НДС?

«Обязанность платить и включать в платежки НДС вводится с 2025 года. Раньше компании на упрощенной системе налогообложения не платили НДС. Теперь они могут либо платить стандартный НДС 20% с возможностью получать вычеты, либо пониженную ставку НДС 5 или 7%, но без вычетов. НДС платят вместе с УСН или ОСНО. Исходя из этого, те кто выбрал 20% с вычетами будут обязаны проявлять коммерческую осмотрительность». — пояснил Антон Яковлев.

Когда компания на УСН выбирает стандартную ставку НДС 20% с вычетами (возврат части уплаченного налога), она обязана доказать проявление коммерческой осмотрительности к тем поставщикам, по сделкам с которыми заявлен вычет по НДС.

«Возможно, вскоре от упрощенной системы налогообложения останется одно название. Как налоговый режим, закрепленный в Налоговом кодексе, УСН останется, но за счет дополнительной нагрузки в виде НДС, она станет похожа на ОСНО. Разница будет только в ставках налога на УСН и на НДС». — заметил Антон Яковлев.

ИП как контрагент: в чем риски

Часто о деятельности индивидуальных предпринимателей мало известно об их финансовых ресурсах и возможностях. К тому же, ИП часто распоряжаются личным имуществом в предпринимательской деятельности. Дополнительный фактор риска — ИП не ведут и не сдают бухгалтерскую отчетность. Вместо этого они сдают налоговую отчетность, а ее содержание — налоговая тайна. Это значит, нужно тщательно оценивать деятельность ИП, особенно в области финансов.

Эксперты пришли к выводу, что есть необходимость в специальных реестрах благонадежности индивидуальных предпринимателей, чтобы оценивать их финансовые возможности. Именно потому, что ИП — серьезное звено в плане рисков. Отметим, что ЕГРИП не предоставляет информации о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя.

Как складывается судебная практика

Судебная практика подтверждает, что недостаточно просто проявлять коммерческую осмотрительность. Нужно еще показать, что сделка оформлена грамотно, с точки зрения внимания к деталям, и в компании есть внутренний учет движения товара — от закупки до реализации. Мало проявить коммерческую осмотрительность, нужно еще доказать реальность сделки, правильно оформив документы.

Заметим, что требования к проверке контрагентов применяются одинаково ко всем участникам бизнес-сообщества, вне зависимости от системы налогообложения. Надзорные органы проверяют сделки на предмет того, насколько они реальны и выполнены заявленными контрагентами.

Отсюда могут возникать вопросы о добросовестных налогоплательщиках — он обязан доказать осмотрительность в выборе контрагента. Иначе ФНС будет расценивать такие сделки как формальные, а не реальные, и начислять налоги игнорируя эти сделки как несуществующие.

«У компаний в 2025 году налоговых рисков становится больше, поэтому поэтому надо быть готовыми к тому, что налоговые органы будут задавать вопросы и проверять документы, подтверждающие коммерческую осмотрительность», — заметил Антон Яковлев

Общие принципы соблюдения коммерческой осмотрительности

Часто у небольших компаний нет ресурса на содержание отдельной службы по проверке контрагентов. Эти функции выполняют назначенные сотрудники или собственники. Однако есть варианты решения этой «боли» бизнеса, начать контролировать контрагентов можно без специальных сервисов и программ.

Вот несколько принципов, которые помогут соблюдать коммерческую осмотрительность:

  • Получить выписку с результатами оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в «Личном кабинете налогоплательщика юридического лица».
  • Изучить сайт потенциального контрагента. Так вы проверите фактическую деятельность компании и место ее осуществления. Подозрительные контактные данные укажут на возможные признаки мошенничества. Если сайт давно заброшен или не обновляется, это признак того, что компания свою деятельность фактически уже не ведет.
  • Изучить информацию в общедоступных источниках. Посмотреть, присутствует ли контрагент в профессиональных каталогах компаний со схожим видом деятельности. Изучить соцсетей и упоминания в СМИ — это поможет выявить жалобы на компанию.
  • Составить картину о платежеспособности с помощью опубликованной бухгалтерской отчетности. Не обязательно использовать специальные формулы финансового анализа. Достаточно посмотреть на динамику выручки, объемы дебиторской и кредиторской задолженности и наличие основных средств.
  • Посмотреть отчетность на сайте ФНС, для того чтобы проанализировать финансовые показатели и оценить платежеспособность компании.
  • Узнать численность компании. Это позволит составить картину о масштабе и кадровом положении потенциального контрагента.
  • Оценить деловую репутацию и убедиться, что у компании есть опыт в заявленной сфере, соответствующие квалифицированные работники, оборудование и ресурсы.
  • Оценить судебные риски и узнать, судилась ли компания за неисполнение договорных обязательств.

Внутри своей компании тоже желательно настроить работу по проверке контрагентов, вот действия, которые в этом помогут:

  • определить порядок согласования контрагентов;
  • создать стандарт проверки контрагентов (чек-лист);
  • вести отчеты о работе с контрагентами;
  • разработать памятку о корректном оформлении внутренней отчетной документации — для доказательства реальности сделки и отслеживания передвижения каждой единицы товара.

«Золотого стандарта» коммерческой осмотрительности не существует, но проверять контрагентов придется, особенно не в рядовых, а серьезных сделках, таких как приобретение крупных активов», — отметила Наталья Наталюк.

Материал подготовлен по итогам онлайн-конференции «Фокус на безопасность»/ Инфопартнером мероприятия выступил журнал «Директор по безопасности».

Конференция организована командой «Контур.Фокуса» — сервиса для комплексной оценки контрагентов. С его помощью можно быстро проверять российские и зарубежные компании, а также физлиц, соблюдать требования 115-ФЗ, управлять бизнес-рисками и избегать штрафов со стороны регулятора. Входит в экосистему для бизнеса «Контур».

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий
Начните изучать контрагентов прямо сейчас