​​Безнадежные долги и их профилактика — Контур.Фокус

​​Безнадежные долги и их профилактика

23 марта 2022

Любая деятельность организации связана с определенными рисками, один из самых серьезных — невозможность взыскать долг с партнера по бизнесу. Как обезопасить себя от недобросовестных контрагентов? И что делать, если проблемные активы появились? Разбираемся в статье.

Что такое безнадежные долги

Не все долги контрагентов безнадежные. Долг или дебиторская задолженность — это любая сумма, которую контрагент не перечислил по договору вовремя. Например, срок оплаты выполненных работ — 5 июня 2021 года. Если деньги не перечислены 6 июня 2021 года, появляется задолженность и автоматически становится просроченной. Если она не обеспечивается никакими гарантиями по договору, то переходит в разряд сомнительных долгов (п. 70 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н). К гарантиям или способам обеспечения исполнения обязательств по договору относятся неустойка, залог, поручительство (ст. 329 ГК РФ).

Просроченную и сомнительную дебиторскую задолженность организация может взыскать: направить претензию, подать иск в суд, уступить задолженность третьему лицу. Если вернуть деньги не получилось, задолженность переходит в разряд безнадежной дебиторской задолженности или безнадежного долга.

Чтобы задолженность признали безнадежной, нужны основания. Они определяются п. 2 ст. 266 НК РФ.

По письму Минфина России от 11.12.2020 № 03-03-06/1/108754, к безнадежным относятся:

  • Долги, по которым истек срок исковой давности. По общему правилу, он составляет три года и исчисляется с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).
  • Долги, которые невозможно погасить из-за условий, не зависящих от сторон сделки (ст. 416 ГК РФ). Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы, это в том числе стихийные бедствия. В п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 № 6 отмечено, что невозможность будет объективной, если выполняются два условия: задолженность вызвана обстоятельствами, которые не зависят от сторон, и должник не может исполнить обязательства сам или привлекая третьих лиц.
  • Долги, по которым прекратилось обязательство на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ). Например, в 2020 году некоторые организации стали должниками и не смогли исполнить свои обязательства из-за того, что органы местного самоуправления ввели режим повышенной готовности и другие ограничительные для работы меры.
  •  Долги, по которым прекратилось обязательство из-за ликвидации компании должника (ст. 419 ГК РФ).

Исключения — принудительная ликвидация по решению налоговой: из-за несдачи отчетности в течение 12 месяцев, отсутствия движений по счетам, внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений. Это позиция Минфина. В таком случае задолженность можно признать безнадежной, только если есть другие основания. Например, истек срок исковой давности.

В письме Минфина указано, что каждое основание носит самостоятельный характер. Это значит, чтобы долг признали безнадежным, достаточно одного из условий.

Причины безнадежности

Сотрудники компании не контролируют процесс по взысканию дебиторской задолженности

Это может привести к тому, что все долги контрагентов копятся и не подаются на взыскание. Спустя три года с момента появления задолженности процесс взыскания усложняется. В суде могут отказать во взыскании, так как срок исковой давности истек.

Недобросовестный контрагент изначально не планировал погашать возникшую сумму задолженности

Допустим, компания заключила договор поставки с контрагентом, вовремя отгрузила товар. Наступил срок оплаты. Однако контрагент не погасил долг, а деньги направил на другое дело. Контрагент изначально не хотел работать с поставщиком и не был заинтересован в сохранении взаимоотношений. Он планировал, что до момента взыскания через суд успеет получить дополнительный доход.

У контрагента нет денег, чтобы погасить задолженность

Представим: после заключения договора у контрагента изменилось финансовое положение. Его партнеры могли задержать оплату, или резко упали продажи из-за увольнения ключевого сотрудника. В итоге контрагент остался без денег. Ситуация не позволила ему погасить образовавшийся долг.

Работа с должниками

Итак, у компании появился должник, который вовремя не перечислил деньги по договору. Чаще всего первые мысли руководителя такие: «А смогу ли я взыскать этот долг? Нужно обращаться в суд, искать юриста и справляться с другими сложностями».

Самый оптимальный способ — обсудить ситуацию с самим должником. Возможно, ему не пришел счет на оплату или он потерял платеж. Другими словами, есть вероятность, что у должника нет намерения становиться таковым и портить отношения. Переговоры помогут выяснить причину задержки оплаты и установить сроки ее погашения.

Если компания не получает ответов на свои письма, появляется вопрос о взыскании дебиторской задолженности в принудительном порядке.

Порядок взыскания безнадежной задолженности

Порядок и способ взыскания дебиторской задолженности зависят от специфики отношений между контрагентами. Рассмотрим наиболее эффективные.

Договориться с контрагентом

Суть данного способа — договориться с контрагентом о порядке возмещения им долга до суда. Стороны заключают соглашение, в котором отражают сумму задолженности, порядок и сроки ее погашения. Способ оптимален, так как позволяет сохранить деловые отношения с контрагентом, мотивирует его погасить долг добровольно.

Обратиться в суд

Если стороны не смогли договориться об условиях возврата денег, можно обратиться в суд. Если должник — физлицо, нужно подавать иск в суд общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ). Если юрлицо — в арбитражный (ст. 27 АПК РФ). Таким способом можно взыскать как дебиторскую задолженность, так и судебные издержки. К ним относятся расходы на оплату госпошлины и почтовые переводы, услуги представителя (ст. 88 ГПК РФ, ст. 101 АПК РФ).

Однако рассмотрение дела в суде может занять от двух недель до полугода. А вынесенное решение не гарантирует получение денег. Чтобы вернуть долг, придется обращаться в службу судебных приставов или банк должника. Сроки исполнительного производства будут зависеть от финансового положения должника. Если у него есть деньги на счетах или имущество в собственности, взыскание займет два-три месяца. Но чаще должниками становятся компании, у которых нет денег или имущества. В такой ситуации взыскание может длиться достаточно долго, минимум полгода.

Привлечь к взысканию третьих лиц

Под третьими лицами, как правило, имеют в виду коллекторские фирмы. Организация может продать свое право требования к должнику, заключив договор цессии (ст. 382 ГК РФ). Однако в этом случае вернуть всю сумму вряд ли получится. Обычно коллекторские фирмы выкупают долг по меньшей цене, чем сумма дебиторской задолженности. Преимущество способа в том, что организация сразу покрывает часть долга полученными деньгами, не нужно обращаться в суд и нести судебные расходы. Все это будет делать третье лицо, к которому перешло право требования. 

Другой вариант — передать коллекторской фирме право представлять интересы организации в суде. Это оформляется через агентский договор (ст. 1005 ГК РФ). Он также предусматривает вознаграждение для коллектора, что в итоге приведет к уменьшению взысканной дебиторской задолженности.

Обратиться в правоохранительные органы

Если долг больше 2,25 млн рублей можно подать заявление о привлечении руководителя компании должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения задолженности в крупном размере по ст. 177 УК РФ. Или по статье ст. 159 УК РФ — мошенничество. Деньги взыщут после того, как обвинительный приговор суда в отношении руководителя вступит в силу.

Процесс доказывания вины физлица сложный. В среднем срок предварительного расследования по уголовного делу, то есть процесс сбора доказательств, длится от двух до шести месяцев. Затем дело рассматривается в суде, максимальный срок процедуры законом не установлен.

Профилактика невозвратной задолженности

Существуют способы снизить риски возникновения безнадежной дебиторской задолженности. Рассмотрим некоторые из них.

Разработка алгоритма по работе с задолженностью

Рекомендуем составить внутренний документ, который будет регламентировать алгоритм по работе с дебиторской задолженностью. Он должен включать в себя полный спектр вопросов:

  • назначение ответственных лиц за своевременность и полноту мероприятий по взысканию;
  • порядок взаимодействия между отделами по вопросам взыскания дебиторской задолженности;
  • описание процесса подготовка документов;
  • готовые способы взыскания дебиторской задолженности и другое.

В действующем законодательстве нет требований по оформлению и созданию такого регламента. Поэтому организация может сама определить круг вопросов, которые важно отразить в документе.

Уточнение всех условий в договоре

В контракте или допсоглашениях указывайте все, о чем договаривались с контрагентом, устно или в переписке. Это поможет избежать спорных ситуаций.

Включайте в договоры условия о предоплате или авансе. Особенно если речь идет о крупном контракте или бизнес-партнере, с которым работаете впервые. Если заключаете договор по постоплате, зафиксируйте условия об обеспечении исполнения обязательств: неустойке, залоге, поручительстве, независимой банковской гарантии.

Мониторинг контрагентов

Еще одна эффективная мера — регулярный мониторинг финансового положения контрагентов. Если не уделять достаточного внимания проверке как на этапе заключения договора, так и при исполнении обязательств, это может привести к негативным последствиям.

Для проверки контрагентов можно использовать:

  1. Раздел «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП» на сайте налоговой. В выписке из реестра указывают размер уставного капитала, сведения о руководителе, информацию о недостоверности данных в отношении контрагента.
  2. Сервис налоговой «Прозрачный бизнес». По ИНН контрагента можно получить сведения о документах, поданных для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Например, связанных со сменой адреса или руководителя, началом ликвидации (ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
  3. Банк исполнительных производств на сайте ФССП, чтобы проверить действующие исполнительные производства в отношении контрагента (ст. 6.1 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
  4. Федресурс. По ИНН можно проверить, не находится ли контрагент в процессе банкротства (ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
  5. Картотеку дел на сайте арбитражного суда, чтобы проанализировать судебные процессы с участием контрагента.
  6. Контур.Фокус. В сервисе можно быстро проверить, есть ли у контрагента задолженности и заблокированные счета. Фокус поможет исключить риск того, что организация находится в процессе банкротства. Также вы можете легко изучить, как часто и из-за чего судятся с контрагентом. Вся информация поступает в сервис напрямую из официальных источников.

Как списать безнадежный долг

При проведении всех мер риск появления безнадежного долга снижается. Однако исключить его полностью нельзя. Если безнадежный долг все-таки возник, его можно списать в рамках налогового учета. Для этого сумму долга включают в состав внереализационных расходов. При этом должно быть соблюдено одно из условий:

  • в организации не создан резерв по сомнительным долгам;
  • суммы созданного резерва по сомнительным долгам не хватает для списания безнадежного долга. Остаток безнадежного долга, непокрытый резервом, тоже включается в состав внереализационных расходов.

Переход просроченной дебиторской задолженности в разряд безнадежных долгов негативно сказывается на финансовом положении и деловой репутации фирмы. Поэтому важно не только проводить мероприятия, направленные на взыскание долгов, но и предпринимать меры, чтобы снизить риски их появления. Комплексная работа в этом направлении поможет защитить ресурсы компании и сохранить деловые отношения с контрагентами.


Будьте в курсе новостей — подпишись!
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Как проверить поставщика, а иногда и покупателя

Аудит поставщика или покупателя необходим для оценки рисков и корректировки условий сотрудничества. Как убедиться в том, что поставщик вовремя поставит товар, а покупатель своевременно рассчитается, разберемся в статье.

Проверка самозанятого: где и зачем проверять статус

Бизнесу выгодно сотрудничать с самозанятыми — не нужно платить НДФЛ и страховые взносы. Но как убедиться в надежности исполнителя и что делать, если фрилансер перестанет быть плательщиком НПД? Рассказываем.

История контрагента, или Как узнать, с кем работал контрагент

Работа с новым контрагентом — это риск. Нельзя быть уверенным в том, что бизнес-партнер исполнит свои обязательства: вовремя поставит продукцию, в полном объеме оплатит отгрузку, обеспечит надлежащее качество и так далее. Поэтому нужно подробно изучать историю организации: с кем и как она работал ранее.

Как проверить арбитражные дела по ИНН или названию

Если потенциальный контрагент часто нарушает договор и оказывается ответчиком в суде, это может указывать на его недобросовестность. Как проверить, участвовал ли бизнес-партнер в арбитражных спорах? Рассказываем.

Должная осмотрительность: как правильно выстроить проверку контрагента

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность каждой компании проверять своих контрагентов. Ведь за работу с фирмами-однодневками ФНС может наказать даже добросовестных налогоплательщиков. Сталкиваются с этим и те компании, которые не догадывались о недобросовестности своего партнера. Как проверить контрагента и проявить должную осмотрительность, разберемся далее.

Начните изучать контрагентов прямо сейчас