Экономическая безопасность FMCG компаний — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Экономическая безопасность FMCG‑компаний

22 августа 2024 755

Несмотря на стабильный спрос на повседневные товары, производители сталкиваются с рисками, которые угрожают экономической безопасности. Санкции, общеэкономические факторы, недобросовестные контрагенты могут тормозить развитие бизнеса. Поговорим о FMCG: что это, какие риски ждут производителей и как их снизить.

Убедитесь в надежности контрагента

Контур.Фокус проанализирует финансовое состояние и судебные дела компании, предупредит о банкротстве и других рисках

Что такое FMCG и какие компании к ним относятся

Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods, что с английского переводится как товары повседневного спроса. В России такую продукцию также называют товарами широкого или народного потребления.

К категории FMCG относят товары, которые потребители покупают ежедневно для удовлетворения своих базовых потребностей в еде, гигиене, здоровье, уходе за собой, детьми, животными. Такая продукция пользуется спросом всегда, даже в кризисное время, а еще стоит недорого и быстро продается.

Категория FMCG включает широкий спектр товаров:

  • продукты: хлеб, молочка, фрукты, овощи, консервы, сладости, мясо, снеки;
  • безалкогольные напитки: вода, соки, газировки, энергетики;
  • готовая еда, полуфабрикаты;
  • бытовая химия: средства для стирки, уборки, мытья посуды;
  • средства гигиены: мыло, шампуни, зубные пасты, щетки, бритвы;
  • табак;
  • алкоголь;
  • косметика;
  • канцелярские товары: ежедневники, ручки;
  • продукция для животных: корм, игрушки;
  • товары для ухода за детьми;
  • безрецептурные лекарства: обезболивающие, таблетки от боли в горле, спреи от насморка.

Виды товаров на FMCG-рынке

В зависимости от того, как часто потребители покупают продукцию, выделяют четыре группы товаров:

Повседневные. Сюда входят продукты питания, напитки, готовая еда — все, что имеет короткий срок годности и заканчивается за один-два применения. Поскольку покупатель быстро расходует продукт, приобретать его нужно практически ежедневно. Например, человек купил полкило помидоров, приготовил из них салат, соус для пасты, и все — за овощами снова придется идти в магазин.

Длительного хранения. У такой продукции срок годности и период применения дольше. Крупы, макароны, канцелярия, бытовая химия, консервы, соль, сахар, средства гигиены можно закупить впрок или расходовать постепенно, а в магазин за ним вернуться через пару месяцев или даже полгода.

Сезонные. Продаются всегда, но пики продаж приходятся на определенное время года. Цветы больше всего покупают перед 8 марта, 14 февраля и Днем матери, мороженое — летом, а лекарства от симптомов ОРВИ — с осени по весну.

Для праздников. В эту группу входит праздничная атрибутика: шарики, украшения, свечи, одноразовая посуда, трубочки, скатерти. Спрос на такие товары неоднородный: кому-то они нужны раз в год, кто-то отмечает праздники чаще.

Примеры FMCG-компаний

Обычно товар доходит до покупателя через три уровня:

Первый уровень — производители. Производственные компании разрабатывают, создают, продвигают продукцию. Они запускают цепочку продаж. Большую часть рынка занимают крупные игроки, но есть также небольшие локальные производители. Одна компания может продавать сразу несколько продуктов под разными брендами, известными широкой аудитории.

По данным аналитической компании NielsenIQ, в списке десяти крупнейших FMCG-брендов по доле денежных продаж на рынке оказались:

  • Winston — табачные изделия, производитель Japan Tobacco International;
  • «Добрый» — безалкогольные напитки, производитель «Мултон»; 
  • Camel — табачные изделия, производитель Japan Tobacco International;
  • Lay’s — картофельные чипсы, производитель PepsiCo;
  • Rothmans — табачные изделия, British American Tobacco;
  • Philip Morris — табачные изделия, производитель Philip Morris International;
  • Kent — табачные изделия, производитель British American Tobacco;
  • Chesterfield — табачные изделия, производитель Philip Morris International;
  • «Простоквашино» — молочная продукция, производитель Health & Nutrition, в прошлом — Danone.

Среди российских крупных брендов также можно выделить «Балтику», «Домик в деревне», «Яшкино».

Второй уровень — дистрибьюторы. Оптовые компании закупают продукцию у производителей. Оптовики связывают производителей с конечной точкой продаж. 

Третий уровень — ритейлеры. Магазины закупают продукцию у оптовиков, а затем продают ее потребителям. Конечными продавцами могут быть крупные торговые сети, онлайн-магазины или небольшие точки у дома. Кроме частных покупателей продукцию закупают рестораны, кафе, гостиничный бизнес.

По данным информационно-аналитического агентства Infoline, в топ-10 FMCG-ритейлеров по обороту в 2023 году вошли: 

  • X5 Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»);
  • «Магнит»;
  • Mercury Retail Group (магазины «Красное&белое», «Бристоль»);
  • «Лента»;
  • «Светофор»;
  • Auchan;
  • «Вкусвилл»;
  • Metro;
  • гипермаркет «О’Кей»;
  • «Спар Миддл Волга» от бренда SPAR.

Цепочка может быть короче, если производители реализуют продукцию сразу розничным продавцам или напрямую конечным покупателям. Например, шведская компания Oriflame производит косметику, средства личной гигиены, аксессуары. Бизнес распространяет продукцию по принципу прямых продаж: напрямую потребителю без посредников или через партнеров-консультантов.

Особенности FMCG-компаний

Подробнее остановимся на FMCG-производителях. У таких компаний есть несколько особенностей:

Крупные корпорации. Большую часть продукции на рынке производят транснациональные или крупные национальные организации. Есть локальные поставщики, но их объем производства и продаж значительно ниже. Чтобы зарабатывать на товарах повседневного спроса, нужны большие объемы, поскольку цена на продукцию невысока.

Широкая линейка продуктов. Редкий FMCG-производитель торгует только одним продуктом. Как правило, одна компания производит несколько разных товаров или товарных групп. Фирма по производству молочных продуктов может продавать сразу молоко, кефир, творог, йогурты, сыры. Крупный американский производитель бытовой химии Procter&Gamble реализует под известными брендами множество продукции: шампуни, детские товары, бритвы, стиральные порошки, ватные диски.

Высокие объемы продаж. Покупатели возвращаются за товаром постоянно: сегодня съели булочку на завтрак, а завтра пришли за новой. Постоянный спрос и низкая цена обеспечивают FMCG-производителям высокий объем продаж продукции повседневного спроса. Компании ориентированы на массовую реализацию недорогих продуктов — иначе высокой прибыли не будет.

Низкая маржинальность. Маржинальность продукции большинства компаний на рынке FMCG составляет до 30%. Все из-за высокой конкуренции: если производитель поставит высокую цену, товар просто не купят. Покупатель выберет более дешевый аналог — альтернатив на рынке достаточно.

Большое количество контрагентов. С одной стороны, компании заключают сделки на поставку сырья, упаковки, оборудования для производства продукции, подписывают договоры с логистическими и транспортными компаниями, арендуют производственные помещения, склады. С другой стороны, сотрудничают с оптовиками, магазинами, сетями, чтобы реализовать товар. Все это приводит к тому, что у одного производителя могут быть десятки тысяч контрагентов.

Основные риски FMCG-компаний в сфере экономической безопасности

Экономическая безопасность — это состояние компании, при котором предприятие эффективно использует свои ресурсы, бизнес-процессы работают стабильно, а риски сведены к минимуму. Нарушить экономическую безопасность могут внутренние и внешние угрозы. Разберем несколько угроз, актуальных для FMCG-компаний.

Санкционные ограничения. С ростом числа санкций и контрсанкций увеличиваются риски экономической безопасности для игроков рынка FMCG. Бизнес может сам оказаться в санкционном списке или попасть под вторичные санкции за сотрудничество с подсанкционными контрагентами. Еще органы иностранных государств могут наложить крупный штраф за попытку обойти ограничения.

Из-за санкций нарушаются цепочки поставок, растут расходы на логистику, дорожает сырье, некоторые материалы становятся недоступны. Часть товаров вовсе нельзя импортировать из «недружественных» стран, например, некоторые виды мяса, рыбы, молочной продукции, овощей, фрукты, орехи, колбасы, икру (постановление Правительства от 07.08.2014 № 778).

Падение доходов населения и инфляция. Продукция на рынке FMCG всегда пользуется спросом. Однако снижение покупательной способности ведет к падению темпов роста выручки. На фоне инфляции растут расходы на закупку сырья. Производители могут перекладывать часть возросших издержек на покупателей, но при высоких темпах инфляции и конкуренции надо действовать осторожно, чтобы не отпугнуть потребителей высокой ценой.

Законодательные изменения. Нововведения в законах могут повлиять на производственные процессы компании. Например, до 2021 года закон не предусматривал обязательной маркировки молочной продукции. Но когда изменения вступили в силу, производителям пришлось налаживать систему маркировки товаров, чтобы соблюдать требования. Сюда же входят рост налоговых ставок, законодательные ограничения на ведение бизнеса.

Недобросовестные контрагенты. Поставщики и покупатели, которые не исполняют обязательства по договорам, могут нанести финансовый урон бизнесу. Ненадежный партнер может сорвать сроки поставки сырья или не заплатить за крупную партию.

Как обеспечить экономическую безопасность FMCG-компаний

Экономическую безопасность бизнеса получится обеспечить только комплексными мерами. Контроль за экономической безопасностью поручают отдельному подразделению. Специалисты внутреннего контроля проводят постоянный мониторинг важных для бизнеса показателей, чтобы вовремя среагировать на угрозы. Для оценки работоспособности системы экономической безопасности в компании периодически проводят аудит с привлечением внутренних или внешних экспертов.

Санкционные риски поможет снизить санкционный комплаенс. Перед сделкой на санкции проверяют предмет договора, контрагента, его бенефициаров. Важно следить за изменениями в этой сфере — они происходят постоянно. Также можно включить в договор санкционную оговорку — положение о том, что действие сделки или исполнение обязательств приостанавливаются или прекращаются, если одна из сторон попала под санкции. Еще один вариант — попросить партнера подписать заверение об обстоятельствах, в котором он утверждает, что не находится под санкциями.

С макроэкономическими факторами справляться сложнее. По данным NielsenIQ, чтобы развиваться в условиях снижения покупательной способности населения, инфляции, роста закупочных цен, FMCG-компании готовы:

  • переходить на более дешевое локальное сырье;
  • диверсифицировать цепочки поставок;
  • пересмотреть каналы дистрибуции с разворотом в сторону онлайн-продаж;
  • перераспределять производственные мощности в пользу более востребованных продуктов из линейки;
  • запускать новые продукты, выходить на новые категории товаров, чтобы соответствовать изменяющемуся потребительскому поведению.

Как Фокус помогает FMCG-компаниям упростить проверку контрагентов

Снизить риск сотрудничества с недобросовестными контрагентами поможет Контур.Фокус. Сервис упрощает проверку поставщиков и покупателей, чтобы FMCG-бизнес выбирал надежных партнеров, даже когда их тысячи.

Например, Контур.Фокус помог агенту компании «Юнилевер Русь», входящей в группу Unilever, ускорить работу с контрагентами и снизить ошибки при проверке. Unilever — крупный игрок на FMCG-рынке, производит продукты питания, бытовую химию, парфюмерию. Корпорации принадлежат такие бренды как Brooke Bond, Calvé, Инмарко, Rexona, Timotei, Dove.

Агент «Юнилевер Русь» «Инмарко-Трейд» продавал мороженое ритейлерам — в год их набиралось больше 10 тысяч. Договоры с покупателями заключали долго, потому что проверку контрагентов проводили вручную.

Мобильное приложение Фокуса помогло решить проблему. Теперь анкету на каждую компанию заполняют за пару минут, а сбор и анализ данных проходит автоматически. По степени риска — зеленому, красному или желтому — легко решить, что делать с контрагентом дальше: заключать договор или отправить на более детальное изучение. Вся информация автоматически обновляется и сохраняется на случай, если она понадобится контролирующим органам.

Получите бесплатный доступ к Фокусу

Сервис не только предоставит детальную информацию о бизнес-партнере, но и проанализирует ее

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий
Начните изучать контрагентов прямо сейчас