Как быстро составлять чек‑листы для проверки контрагентов — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Как быстро составлять чек‑листы для проверки контрагентов

20 марта 2024 1 563 Скоринг

Использование чек-листов ускоряет проверку и помогает не упустить важные детали. Сложнее всего подобрать нужные критерии под каждую задачу: для выявления фирм-однодневок нужны одни, для налоговых рисков — другие. В статье расскажем, как быстро составлять чек-листы для любых целей проверки с помощью маркеров Скоринга.

Фотография Ирина Ахметшина Ирина Ахметшина Автор статей

Обычно мы рассказываем про Скоринг в Фокусе как про рейтинговую систему для оценки контрагентов по заданным критериям, объясняем, как использовать преднастроенные модели и создавать свои. А сейчас хотим показать неочевидный сценарий: как через умный поиск маркеров в Скоринге можно быстро находить нужные критерии для своих чек-листов.

Почему маркеры в Скоринге — это основа для чек-листа

Эксперты Фокуса формировали маркеры Скоринга на основе нормативной базы, которой руководствуются контролирующие органы при проведении проверок, арбитражной практике, рекомендациях внутренних и внешних консультантов и всей экспертизе команды Контур.Фокуса, которую мы развиваем более 15 лет. В результате получился список из 73 маркеров риска — основа для чек-листов под разные сценарии проверки.

Маркеры Скоринга разделены на 4 группы:

Юридические признаки (36 маркеров). Анализируются сведения о статусе компании, блокировке банковского счета, данные о руководителе, учредителе, изменение реквизитных признаков и др.

Требования к организации и от нее (19 маркеров). Анализируются задолженности по уплате налогов, наличие исполнительных производств, арбитражных дел и др.

Активность организации (5 маркеров). Анализируется наличие государственных контрактов, бухгалтерской отчетности за предыдущий период, товарных знаков, действующих лицензий и др.

Финансовое состояние (6 маркеров). Анализируются финансовые показатели организации, такие как изменение уставного капитала, выручки и др.

Данные по связанным организациям (7 маркеров). Анализируется наличие у связанных организаций судебных дел, сумма исполнительных производств, признаки банкротства и др.

Выбор маркеров зависит от конкретной задачи, не нужно использовать весь список для каждой проверки. Например, для выявления фирм-однодневок подойдут одни маркеры, для оценки признаков банкротства — другие.

focus-site

Проверка контрагентов по собственным критериям

Выбирайте важные для вас показатели и создавайте собственные модели автоматической проверки в Контур.Фокусе: для бухгалтерии, юристов и службы безопасности

Как быстро составить чек-лист для проверки в Скоринге

Составлять чек-листы в Скоринге просто. Вам не потребуется пролистывать все 73 маркера в поисках нужного: достаточно ввести в поисковую строку ключевое слово.

Допустим, вы хотите проверить контрагентов на признаки банкротства. Введите в поисковую строку слово «банкротство», и сервис покажет список из 6 маркеров, которые необходимы для такой оценки.

Из этих маркеров в Скоринге вы можете создать свою модель для проверки — чек-лист для оценки признаков банкротства — или настроить проверку по этим маркерам в основной версии Контур.Фокуса.

Для поиска по маркерам необязательно вводить ключевое слово, будет достаточно темы. Например, вам нужны маркеры, которые оценивают признаки фирм-однодневок. Введите в поиск слово «однодневка», и Скоринг найдет для вас все подходящие маркеры. Поиск также поймет вас, если вы введете неполные слова или фразу в иностранной раскладке.

Что означают маркеры в Скоринге

Разберем подробно некоторые из маркеров, которые выдает Скоринг для оценки рисков банкротства контрагента. Покажем описание, которое есть интерфейсе, а еще простыми словами объясним, почему важно обратить внимание на срабатывание данных маркеров.

Маркер «Ответчик по делам о банкротстве»

Описание. Найдены арбитражные дела о банкротстве, где компания выступает в качестве ответчика, иск по которым был подан менее 3 месяцев тому назад (наличие дела о банкротстве необязательно свидетельствует о начале процедуры банкротства).

Пояснение. Этот маркер показывает, что компанию банкротят. Важным критерием является срок — менее 3 месяцев, именно за этот период необходимо включиться в реестр кредиторов. В некоторых случаях этот срок может быть другим, но лучше ориентироваться на 3 месяца.

Маркер «Рост арбитражных дел по договорам займа, кредита, лизинга в качестве ответчика»

Описание. За последний год произошел рост суммы арбитражных дел по договорам займа, кредита, лизинга, в которых организация выступает в качестве ответчика. Маркер срабатывает, если сумма дел за последние 12 месяцев выросла относительно средней суммы дел за предыдущие 2 года. При срабатывании маркер выводит сумму дел за последние 36 месяцев и сумму дел за последние 12 месяцев.

Пояснение. Этот маркер выделяет только рост арбитражных дел по всем типам кредитных обязательств: непосредственно кредиты и займы, лизинг. Очень удобен для применения подобными кредитными организациями и лизинговыми компаниями. Маркер предупреждает о том, что компания всё чаще нарушает кредитные обязательства.

Маркер «Рост арбитражных дел по договорам поставки в качестве ответчика»

Описание. За последний год произошел рост суммы арбитражных дел по договорам поставки, в которых организация выступает в качестве ответчика. Маркер срабатывает, если сумма дел за последние 12 месяцев выросла относительно средней суммы дел за предыдущие 2 года. При срабатывании маркер выводит сумму дел за последние 36 месяцев и сумму дел за последние 12 месяцев.

Пояснение. Данный маркер выделяет из общей массы рост дел именно по договорам поставки, то есть дела о нарушении проверяемой компанией обычных коммерческих обязательств. Удобен для широкого спектра компаний.

Маркер «Более половины действующих связанных организаций имеют сообщения о процедуре банкротства»

Описание. У более чем 50% связанных организаций найдены сообщения о процедуре банкротства за последние 12 месяцев.

Пояснение. Это важный маркер для прогнозирования проблем у компании. Если в текущих маркерах у компании всё хорошо, но у связанных с ней организаций есть большое количество проблем, то всегда есть риск, что эти проблемы по цепочке затронут и проверяемую компанию.

Маркер «Значительная сумма исполнительных производств по действующим связанным организациям»

Описание. Сумма исполнительных производств по связанным компаниям составляет более 10% от суммы выручки связанных компаний за последний отчетный период. При этом сумма исполнительных производств больше суммы уставных капиталов связанных компаний и больше 100 000 руб. Для расчета маркера данные по суммам исполнительных производств, размеру выручки и размеру уставных капиталов связанных компаний агрегируются. В отсутствие данных о размере выручки и уставного капитала маркер срабатывает, опираясь на пороговое значение и сумму исполнительных производств по связанным компаниям.

Пояснение. Это маркер, показывающий, что у связанных компаний есть исполнительные производства на значительную сумму. Это может по цепочке вызвать сложности у проверяемой компании. Например, в счет долга может быть даже арестовано имущество проверяемой компании, переданное в пользование связанной организации или доля в уставном капитале связанной компании.

Сейчас мы описали только 5 маркеров, которые подходят для оценки признаков банкротства контрагента. Но из общего списка, в который входят 73 маркера, вы можете составить чек-листы для любых сценариев проверки.

В Скоринге есть преднастроенные модели проверки — готовые чек-листы от экспертов
В Скоринге есть преднастроенные модели проверки — готовые чек-листы от экспертов

Составление чек-листа — это первостепенный этап в проверке контрагента. Но если случайно упустить пару важных критериев или наоборот сделать проверку излишне широкой,  результат может оказаться неверным. Избежать этих проблем, ускорить и упростить процесс поможет автоматизированная проверка контрагентов в Скоринге.

Скоринг позволяет не только находить критерии для своих чек-листов, но и предоставляет готовые шаблоны для базовых сценариев проверки. Например, в нем есть преднастроенная модель «Критерии оценки благонадежности контрагентов» для оценки коммерческих рисков. С помощью этого шаблона вы за секунды получите данные по негативным факторам, которые необходимо учитывать при предоставлении отсрочки платежа контрагенту. Результат проверки отобразится в виде рейтинга и подробного описания стоп-факторов.

focus-site

Проверка контрагентов по собственным критериям

Выбирайте важные для вас показатели и создавайте собственные модели автоматической проверки в Контур.Фокусе: для бухгалтерии, юристов и службы безопасности

Фотография Ирина Ахметшина Ирина Ахметшина Автор статей
Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас