Такая обязанность возникает у банка в двух случаях: если он подозревает нарушения «антиотмывочного» закона или по решению ФНС.
Банк России выпустил рекомендации для предпринимателей, которые столкнулись с приостановлением операций по счетам. Расскажем о причинах ограничений, возможных мерах банка, способах реабилитироваться.
Почему банк может приостановить операции
1. По основаниям ПОД/ФТ банк ограничивает операции по счету, если:
- считает, что действия клиента направлены на отмывание незаконных доходов;
- клиент попал в один из рисковых перечней Росфинмониторинга (террористов/экстремистов, МВК и ООН);
- платформа ЗСК и банк признали клиента высокорисковым.
2. Налоговая требует заморозить счет, если:
- не предоставлены вовремя налоговая декларация и другие налоговые документы;
- есть задолженность по налогам и сборам;
- есть подозрения в совершении налоговых правонарушений.
Прежде чем применить ограничительные меры, банк запросит у клиента документы для обоснования экономического смысла операции. Их состав и срок предоставления он определяет индивидуально.
Что банк может сделать после анализа документов
- Запросить дополнительные данные;
- пересмотреть уровень риска клиента;
- провести операцию;
- провести операцию, но уведомить Росфинмониторинг о ее подозрительности;
- отказать в проведении операции и направить в Росфинмониторинг ФЭС;
- отключить клиента от интернет-банка, а также заблокировать банковские карты.
После ограничения операций предприниматель сможет лишь оплатить налоги, кредиты, процедуры при банкротстве или ликвидации, выплатить зарплату сотрудникам и получить до 30 тысяч рублей на себя и каждого члена семьи, не имеющего самостоятельного источника дохода.
Как действовать после отказа в проведении операции
- Дождитесь ответа банка о причинах отказа. Он обязан прислать эту информацию в течение 5 рабочих дней.
- Если банк указал, какие документы ему нужны для пересмотра решения, соберите их. Если нет, подберите документы, которые доказывают отсутствие оснований для отказа. Отправьте их в банк с просьбой изменить решение. Он обязан ответить в течение 7 рабочих дней.
- Если банк отказал, у вас есть еще попытки. Соберите новые документы, предложите дополнительные аргументы и снова отправьте их в банк.
- Если банк оставил решение в силе, обратитесь в МВК. Для этого отправьте пакет документов с заявлением через интернет-приемную Банка России или почтой.
Как снизить риски внимания банка
Центробанк предлагает соблюдать финансовую гигиену: планировать доходы и расходы, правильно оформлять договоры, документы с контрагентами и отношения с сотрудниками, проводить расчеты тем способом, который указан в договоре. Важно подробно заполнять платежные документы.
Оперативно реагируйте на запросы банка, не ссылайтесь на коммерческую тайну и предоставляйте необходимые ему документы. Составляйте письменные объяснения со схемами и особенностями ведения бизнеса. Также вовремя отправляйте в банк и ФНС данные о любых изменениях в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Сведите оборот наличных средств к минимуму. Например, снятие большого объема наличных сразу привлечь внимание банка. Если такая необходимость есть, сохраняйте все документы.
Не дробите бизнес: это вызовет подозрение в налоговых махинациях.
Не стоит открывать много расчетных счетов в разных банках. По каждому расчетному счету важно оплачивать хозяйственные операции и налоги.
Платите налоги вовремя: просрочки или отсутствие платежей говорят о высоком риске клиента.
Проверяйте контрагентов на добросовестность и риски по ПОД/ФТ. Для идентификации можно использовать официальные источники — сайт ФНС, ресурс судебных приставов и судебных дел, реестр недобросовестных поставщиков, платформу для поддержки бизнеса. Однако поиск по разрозненным источникам займет много времени и не всегда будет точным. Комплексно и быстро проверить контрагентов помогают коммерческие сервисы. Например, Призма идентифицирует клиентов по ПОД/ФТ, сверяет их по рисковым перечням и санкционным спискам, помогает формировать и вести анкеты. А Фокус проверит финансовое состояние компаний и сформирует экспресс-отчет с оценкой рисков сотрудничества.