Финансовое состояние контрагента говорит о его возможности исполнить свои обязательства по договору. Речь идет не только о своевременной оплате. Высокая закредитованность и отсутствие оборотного капитала могут помешать организации исполнить и другие свои обязательства. Как можно оценить финансовую устойчивость бизнес-партнера, расскажем в нашей статье.
Проверьте финансовое состояние контрагента
Получите подробный анализ финансов компании. Контур.Фокус покажет ее место в отрасли, информацию о долгах и вероятность банкротства
Когда необходима финансовая проверка контрагента
Проверить потенциального поставщика или покупателя нужно до подписания договора. Глубина анализа зависит от условий будущего контракта— чем больше сумма и отсрочка платежа, тем серьезнее должна быть оценка.
Транснациональные компании могут проверять потенциальных партнеров в течение нескольких недель, а то и месяцев. Это связано с финансовыми и репутационными рисками. Факт сотрудничества с недобросовестным партнером очень сильно сказывается на статусе бизнеса и, следовательно, на стоимости его акций.
Анализ контрагента необходим, если контракт подразумевает отсрочку или рассрочку платежа. Всегда есть риск того, что партнер не рассчитается за отгруженные товары. Разумеется, можно взыскать деньги через суд, но судебный процесс займет время и не гарантирует фактическое получение денег. Поэтому лучше сразу взвесить все риски на берегу и отказаться от сомнительной сделки.
Зачем нужно проверять контрагента
Проверка состояния потенциального бизнес-партнера поможет убедиться, что:
- он сможет исполнить свои денежные обязательства — вовремя оплатит отгруженные товары, работы и услуги;
- у него есть ресурсы для исполнения контракта — то есть у него есть деньги для закупки сырья, найма работников, покупки инструментов, оборудования;
- он добросовестный налогоплательщик — то есть может рассчитаться не только с другими организациями, но и с налоговой.
Финансовое состояние очень изменчиво. Успешный сегодня бизнес уже завтра может обанкротиться. Поэтому периодически проверять нужно даже тех партнеров, с которыми у компании уже был успешный опыт сотрудничества.
Риски ненадежного партнерства
Сотрудничество с недобросовестным контрагентом чревато:
- финансовыми рисками — неоплата отгруженных товаров, связанный с этим кассовый разрыв, невозможность рассчитаться по кредитам и займам, неисполнение прочих денежных и неденежных обязательств;
- с налоговыми рисками — за сотрудничество с недобросовестными контрагентами налоговая может доначислить налоги и отказать в налоговых вычетах, особенно это касается НДС, также могут назначить проверку в отношении самого налогоплательщика.
Для минимизации рисков стоит разработать регламент проверки контрагентов и назначить ответственного сотрудника, например, из бухгалтерского или юридического отдела. Утвержденный регламент также пригодится, если налоговая потребует объяснить, проявлял налогоплательщик должную осмотрительность или нет.
Проведение анализа финансовой устойчивости контрагента
В укрупненном виде анализ устойчивости состоит из трех этапов: сбора информации, ее анализа и построения выводов.
Открытые источники для анализа отчетности
Отчетность большинства организаций публикуется в Государственном информационном ресурсе Бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
По ИНН компании можно найти документы, раскрывающие ее финансовое состояние:
-
бухгалтерский баланс;
-
отчет о финансовых результатах;
-
отчет о целевом использовании средств;
-
отчет об изменении капитала;
-
отчет о движении денежных средств.
Показатели из этих отчетов понадобятся для дальнейшего анализа.
Организации, отчетность которых проходит через аудит, также публикуют в ГИР БО аудиторское заключение. В нем будет указано, насколько достоверны опубликованные сведения.
Для углубленного анализа можно скачать пояснения к отчетности. Этот файл детализирует бухгалтерский баланс и остальные формы отчетов. Например, можно увидеть расшифровки финвложений, кредитов, займов и процентов по ним и так далее.
Бухгалтерский баланс показывает финансовое состояние на конкретную отчетную дату — обычно это 31 декабря. Нужно помнить, что уже 1 января картина может поменяться. Поэтому желательно анализировать отчетность минимум за три года.
Запрос документов и сведений у контрагента
Запросить документы можно напрямую у поставщика или покупателя. Перечень запрашиваемых форм зависит от того, что и насколько детально нужно проверить. Например, для анализа помимо бухгалтерской отчетности могут пригодиться оборотно-сальдовые ведомости и расшифровки отдельных строк бухгалтерского баланса.
При запросе сведений напрямую у контрагента нужно помнить, что он не обязан их предоставлять, так как некоторые документы могут содержать коммерческую и иную тайну.
Поэтому при анализе финансового состояния контрагента стоит использовать и официальные государственные источники, и запрашивать недостающую информацию у контрагента. Собирать и сопоставлять такие данные вручную, особенно когда в компании много контрагентов, довольно долго. Возможности API Контур. Фокуса позволяют проанализировать финансовое состояние контрагента автоматически.Система оценивает контрагента и выставляет рейтинг по шкале от 0 до 100. Учитывается отрасль компании и показатели бухгалтерской отчетности. По статистике, с оценкой 20 баллов в следующем году банкротится каждая десятая компания. С оценкой 40 баллов — каждая сотая.
На что обратить внимание в первую очередь при оценке финансового состояния контрагента
Из форм бухгалтерской отчетности можно почерпнуть много полезной информации о партнере. Например, для экспресс-анализа в бухбалансе нужно обратить внимание на динамику следующих строк:
-
основные средства — это оборудование, недвижимость и земельные участки в собственности у компании;
-
запасы — сырье и материалы, которые используют для производства или оказания услуг;
-
денежные средства — деньги в кассе и на банковских счетах;
-
дебиторская задолженность — долги покупателей перед компанией;
-
заемные средства — кредиты и займы организации;
-
кредиторская задолженность — долги перед поставщиками, сотрудниками, налоговой и так далее.
Все показатели относительны, и анализировать их нужно в совокупности. Например, рост запасов — это не всегда плюс. Ведь может быть и так, что большая часть складских позиций неликвидна.
Наиболее ликвидные активы — это денежные средства и краткосрочные финвложения. Чем их больше на балансе, тем устойчивее организация. Наименее ликвидны — нематериальные активы, основные средства и просроченная дебиторка. Их сложно быстро продать и обернуть в деньги.
В отчете о финрезультатах смотрим на прибыль — именно с ее помощью бизнес может развиваться и обеспечивать свою устойчивость.
По данным из отчетности можно рассчитать много показателей, характеризующих устойчивость и эффективность работы контрагента.
Рассчитываем коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности показывает уровень платежеспособности предприятия. Его рассчитывают по формуле:
Ктл = ОА / (КО — ДБП), где
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы (Раздел II бухбаланса);
КО — краткосрочные обязательства (Раздел V бухбаланса);
ДБП — доходы будущих периодов (строка 1530 бухбаланса).
Об устойчивости говорит значение коэффициента в диапазоне от 1 до 2. Это значит, что у организации достаточно ликвидного имущества для покрытия своих краткосрочных обязательств.
Значение меньше 1 говорит о низкой устойчивости и невозможности рассчитаться по обязательствам. Значение больше 2 может свидетельствовать о неэффективном использовании денег и затоваривании складов.
Рассчитываем коэффициент финансовой устойчивости (автономии)
Коэффициент автономии — показывает долю имущества бизнеса, обеспеченную собственными средствами. Показатель помогает понять, может ли предприятие позволить себе привлекать кредитные ресурсы или нет. Рассчитывается по формуле:
Ка = СК / А, где
Ка — коэффициента автономии;
СК — собственный капитал (Раздел III бухбаланса);
А — сумма всех активов (валюта баланса — строка 1600 бухбаланса).
Оптимальное значение — 0,5. Это значит, что в теории организация может рассчитаться по всем долгам за счет реализации собственного имущества. Слишком низкий коэффициент автономии говорит о плохой финансовой устойчивости и невозможности покрыть все долги.
Рентабельность активов
Рентабельность активов показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль, вложенный в активы организации. То есть говорит об эффективности использования имущества организации. Ее можно рассчитать по формуле:
Ра = ЧП / Аср, где
Ра — рентабельность активов;
ЧП — чистая прибыль активов;
Аср — средняя стоимость активов за период.
Нормативного значения нет. Этот показатель зависит от сферы деятельности. Поэтому рентабельность активов рассчитывают, когда сравнивают несколько компаний, работающих в одной сфере.
Как быстро определить финансовое состояние организации
Быстро оценить финансовое состояние компании можно с помощью специальных сервисов проверки бизнес-партнеров.
Например, API Контур.Фокуса на основании бухгалтерской отчетности может рассчитать коэффициенты ликвидности, платежеспособности и оценить риски банкротства. Результаты анализа загружаются напрямую в учетную систему. При ухудшении положения контрагента, система сразу уведомит об этом пользователя.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений