Операторы по приему платежей стали НФО: новые обязанности — Контур.Фокус

С 1 октября операторы по приему платежей стали НФО

9 октября 2025

С 1 октября 2025 года операторы по приему платежей получили статус некредитных финансовых организаций (НФО) и перешли под надзор Банка России. В статье разбираем, какие новые обязанности появились у платежных агентов.

Что изменилось

С 1 октября 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». До этой даты действовал переходный период для плавного перевода операторов под надзор мегарегулятора — Банка России. Этот этап завершен.

Подробнее о переходном периоде и сути изменений — в статье

Теперь платежные агенты обязаны состоять в саморегулируемой организации (СРО), зарегистрироваться в реестре Банка России и соблюдать требования к квалификации и деловой репутации специальных должностных лиц.

Для СРО установлена новая обязанность — собирать отчётность и информировать Банк России о платежных агентах, входящих в организацию.

Новые обязанности операторов

Чтобы продолжить работу с соблюдением требований закона, операторы по приему платежей должны выполнить несколько правил.

  1. Вступить в СРО. Все операторы по приему платежей обязаны стать членами саморегулируемой организации.
  2. Подать сведения в Банк России. Компании, включенные в реестр до 1 октября 2025 года, должны были в срок с 1 по 3 октября направить Банку России:
    • анкету специального должностного лица (СДЛ) по форме, утвержденной Указанием ЦБ № 6864-У, с комплектом подтверждающих документов;
    • уведомление о правилах внутреннего контроля (ПВК) в свободной форме. В нем фиксируют дату утверждения ПВК, реквизиты внутреннего документа, а также сведения о трудовой деятельности СДЛ. Если информация о работе СДЛ уже содержится в сервисе Социального фонда России, копии трудовой книжки прикладывать не нужно.

Требования к специальному должностному лицу НФО

Регуляторы предъявляют к СДЛ некредитной финансовой организации особые требования, которые зависят от категории компании.

СДЛ малого и микропредприятия должен отвечать требованиям:

  • иметь высшее образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, а при среднем профобразовании обязателен опыт в сфере ПОД/ФТ от одного года;
  • пройти целевой инструктаж до назначения на должность;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления и преступления в сфере государственной власти. Факт можно подтвердить с помощью справки с портала Госуслуг.

Требования для СДЛ других категорий компаний:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • обладать опытом работы не менее года в сфере ПОД/ФТ или руководства подразделением НФО либо иной организации, ведущей операции с денежными средствами или другим имуществом, указанной в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • при ином высшем образовании — аналогичный опыт от двух лет;
  • не иметь судимости по категориям преступлений, указанных и для ММП.

Проверки клиентов и отчетность

НФО обязаны регулярно проверять клиентов по перечням Росфинмониторинга и направлять в Банк России отчетность о результатах.

Основные требования:

Проверка каждые три месяца. Отчет направляется не реже одного раза в квартал. Пропуск трехмесячного срока считается нарушением. Например, если предыдущая проверка проведена 30.09.2024, а следующая — 31.12.2024. Файл формализованного электронного сообщения (ФЭС) с данными отчета нужно отправить в течение трех дней.

Фиксация факта проверки. По итогам необходимо составить акт с указанием дат текущей и предыдущей проверки и сроков ее проведения.

Все специальные перечни — в одном месте

Сократите объем ручной работы. Фокус автоматически проверит клиентов по спискам ПОД/ФТ

Правила проверок клиентов

НФО В таблице описали основные правила проверки наличия среди клиентов НФО лиц, указанных в Перечнях и решениях межведомственной комиссии.

Критерии Проверка Сверка

Основание

Пп. 7 п.1 ст. 7, п. 3 ст. 7.5  115-ФЗ

Пп. 6 п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 7.5 115-ФЗ

Периодичность

Не реже одного раза в три месяца

Проводится в сроки, позволяющие применить меры по замораживанию (блокированию).

Кого проверять

Всех клиентов, которые обслуживаются в проверяемом периоде

Всех клиентов, находящихся на обслуживании

По каким источникам проверять

Проводится по всем Перечням, решениям МКО, действующим в проверяемом периоде

Проводится на основании актуальных Перечней, решений МКО

Как фиксировать

Даты и результаты проверки фиксируются в отчете и акте, а также в анкете клиента

Даты и порядок ОПП определяет и утверждает самостоятельно

Коротко о главном

1 октября 2025 года завершился переходный период от Росфинмониторинга под надзор ЦБ РФ для операторов по приему платежей.

  • Платежные агенты стали НФО и теперь находятся под прямым надзором Банка России.
  • Главные изменения связаны с вступлением в СРО, подачей анкет и уведомлений о ПВК, а также повышенными требованиями к специальному должностному лицу.
  • Нарушения по отчетности и проверкам клиентов могут привести бизнес к штрафам.
Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарок Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий