Контракт по 44-ФЗ — это договор между частной компанией или предпринимателем и государственным заказчиком. Эти отношения строго регламентированы законом, в том числе в части штрафов и наказания за неисполнение госконтракта. Команда Контур.Фокуса рассказала о нюансах 44-ФЗ и о том, как свести риски неисполнения контракта к минимуму.
В этой статье:
- Какой закон регулирует отношения сторон
- Государственный контракт 44-ФЗ
- Стороны контракта по 44-ФЗ
- Обязательства сторон по госконтракту
- Формы неустойки за неисполнение контракта по 44-ФЗ
- Одностороннее расторжение госконтракта по 44-ФЗ
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Как оспорить пени и штрафы по 44-ФЗ
- Как списать пени и штрафы по 44-ФЗ
- Как Контур.Фокус помогает снизить риски неисполнения контракта
Быстро проанализировать деятельность интересующего поставщика и выявить критические факторы можно с помощью Контур.Фокуса. Вся информация отобразится в формате наглядного дашборда и интерактивных карт.
Какой закон регулирует отношения сторон
Государственные контракты заключаются в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Он регламентирует всю процедуру закупки — от формирования начальной максимальной цены до исполнения договора.
Основная задача 44-ФЗ — это устранение коррупции и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками закупки. Поэтому государство строго контролирует исполнение требований закона на всех этапах закупочной процедуры.
Государственный контракт 44-ФЗ
Договор по 44-ФЗ в большинстве случаев заключается по результатам конкурентной процедуры — это может быть конкурс, запрос котировок или аукцион (ст. 24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Наиболее популярен третий вариант — в форме аукциона проходит большая часть тендеров, т.к. этот способ обеспечивает наибольшую экономию бюджетных средств.
Есть и неконкурентный способ — это закупка у единственного поставщика без проведения тендера. Применять эту процедуру заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Например, для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, поставке электроэнергии,предоставлению программного обеспечения, которое может предоставить лишь одна компания.
Информация о большинстве проводимых закупок и заключенных госконтрактах публикуется в «ЕИС Закупки».
На портале можно найти всю информацию о заключенном договоре:
- реквизиты заказчика;
- реквизиты поставщика;
- наименование получателя товаров, работ, услуг;
- наименование, количество и стоимость поставляемых товаров и услуг;
- технические характеристики товаров.
Кроме того, в карточке каждого контракта есть информацию о его исполнении и штрафах, примененных заказчиком к поставщику.
Вовремя узнать о появлении критических факторов в деятельности исполнителей госконтрактов поможет специализированная платформа «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанная на базе Контур.Фокуса. Выбирайте в меню интересующие территории,организации и категории риска — нужная аналитика отобразится в формате удобных дашбордов.
Стороны контракта по 44-ФЗ
Государственный договор заключается между двумя сторонами:
-
поставщик, подрядчик, исполнитель — это участник закупки, с которым по итогам тендера заключается контракт на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ (п. 4.1 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- заказчик — это может быть государственный или муниципальный орган, государственная корпорация, государственное или муниципальное казенное учреждение, бюджетное учреждение, государственное или муниципальное предприятие и так далее (п. 5, 6, 7 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
Иногда в контракте по 44-ФЗ может участвовать и третье лицо — получатель товаров, работ и услуг.
Например, министерство здравоохранения субъекта РФ может объявить тендер и заключить госконтракт на поставку медицинского оборудования для нужд нескольких больниц в регионе. В таком случае Минздрав выступает плательщиком и заказчиком, а клиники — получателями.
Обязательства сторон по госконтракту
Договор подписывается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, аукционной документацией и заявкой участника закупки, с которым он заключается (п. 1 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Это значит, что добавить в контракт новые условия после проведения тендера заказчик не может.
Например, если при объявлении тендера на мониторы заказчик не указал, какая диагональ ему нужна, то поставщик имеет право поставить дисплеи как с диагональю 17, так и 27 дюймов.
Основные обязательства у сторон по 44-ФЗ следующие:
- у поставщика — поставить надлежащий товар в установленные сроки;
- у заказчика — принять и оплатить поставленный товар, начислить неустойку в адрес поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Все условия фиксируются в контракте. Закон требует, чтобы обязательно были включены следующие положения (ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения, кроме осуществления закупок неопределенного объема;
- условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- порядок расчета и начисления пени за просрочку исполнения обязательств;
- срок оплаты отгруженных товаров, работ и услуг;
- порядок оформления документов о приемке и так далее.
Для некоторых категорий закупок Правительство РФ может утвердить типовые условия, которые заказчики обязаны применять при закупке соответствующих товаров, работ и услуг. Найти актуальные типовые формы можно в официальной библиотеке.
Формы неустойки за неисполнение контракта по 44-ФЗ
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств несет каждая из сторон — поставщик и заказчик, но с одним отличием.
Заказчик обязан рассчитать и предъявить неустойку в силу закона. За неисполнение данной обязанности контролирующие органы могут привлечь должностное лицо заказчика к ответственности.
Поставщик же, наоборот, не обязан предъявлять санкции заказчику. Это исключительно его право. Пользоваться им или нет, он решает самостоятельно.
Пени по государственному контракту
Пеня — это неустойка за просрочку исполнения обязательств. Для поставщиков и заказчиков она рассчитывается по следующей формуле (п. 7 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ)
Пеня = СК * КС * 1/300 * Кдн, где
СК — сумма несвоевременно исполненных обязательств;
КС — ключевая ставка ЦБ РФ;
Кдн — количество дней просрочки.
Рассчитаем пеню за просрочку по 44-ФЗ. Допустим, сумма контракта — 2 000 000 рублей, просрочка составляет 5 календарных дней. Ставка ЦБ РФ — 15 %. Сумма пени будет следующая:
2 000 000 руб. * 15 % * 1/300 * 5 = 5 000 руб.
Штрафы по государственному контракту
Штраф — это неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, кроме нарушения сроков. Его размер определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Совокупная сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта. Это правило действует для поставщиков и госзаказчиков (п. 11, 12 Правил).
Применить одновременно штраф и пеню можно. Например, если поставщик просрочил срок поставки и нарушил условие о качестве товаров.
Общий штраф по 44-ФЗ
В общем случае штрафы для поставщиков будут следующие (п. 3 Правил).
Размер штрафа, % от цены контракта (этапа) | Применяется для контрактов с суммой |
---|---|
10 % | до 3 000 000 рублей |
5 % | от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно) |
1 % | от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно) |
0,5 % | от 100 000 000 до 500 000 000 рублей (включительно) |
0,4 % | от 500 000 000 до до 1 000 000 000 рублей (включительно) |
0,3 % | от 1 000 000 000 до 2 000 000 000 рублей (включительно) |
0,25 % | от 2 000 000 000 до 5 000 000 000 рублей (включительно) |
0,2 % | от 5 000 000 000 до 10 000 000 000 рублей (включительно) |
0,1 % | свыше 10 000 000 000 рублей |
Штраф для субъектов малого предпринимательства
Если тендер проводили для субъектов малого предпринимательства (пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ), размер штрафа для малого бизнеса устанавливается в размере 1 % от цены контракта, но не менее 1 000 и не более 5 000 рублей (п. 4 Правил).
Если субъект малого предпринимательства заключил контракт по 44-ФЗ на общих основаниях, то есть без преференций для СМП, то штрафы будут рассчитываться по п. 3 Правил.
Штрафы для победителей закупки, предложивших наибольшую цену
Для контрактов «на повышение» размер санкций для исполнителя следующий (п. 5 Правил):
Размер штрафа, % | Применяется для контрактов с суммой |
---|---|
если цена контракта не превышает начальную максимальную цену |
|
10 % от НМЦК | до 3 000 000 рублей |
5 % от НМЦК | от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно) |
1 % от НМЦК | от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно) |
если цена контракта превышает начальную максимальную цену | |
10 % от цены контракта | до 3 000 000 рублей |
5 % от цены контракта | от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно) |
1 % от цены контракта | от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно) |
Штрафы по обязательствам без цены
Если нарушено обязательство, не имеющее стоимостного выражения, штраф будет следующим (п 6 Правил).
Размер штрафа, руб | Применяется для контрактов с суммой |
---|---|
1 000 | до 3 000 000 рублей |
5 000 | от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно) |
10 000 | от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно) |
100 000 | свыше 100 000 000 рублей |
Штрафы по капитальному строительству
Ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, где подрядчики обязаны выполнить работы самостоятельно, грозит штрафом в размере 5 % от стоимости работ (п. 7 Правил).
Штраф за непривлечение СМП и СОНКО
Контрактом может быть предусмотрена обязанность исполнителя привлечь для выполнения договора соисполнителей из категории субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
За нарушение данного требования предусмотрен штраф в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил).
Штрафы для госзаказчиков
Для заказчиков за неисполнение обязательств также предусмотрены штрафы. Их размер перечислен в п. 9 Правил.
Размер штрафа, руб | Применяется для контрактов с суммой |
---|---|
1 000 | до 3 000 000 рублей |
5 000 | от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно) |
10 000 | от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно) |
100 000 | свыше 100 000 000 рублей |
Административные штрафы для госзаказчиков
Отдельные административные штрафы для должностных лиц заказчика предусмотрены ст. 7.32 КоАП РФ. Они связаны с нарушениями, которые может допустить заказчик при заключении, исполнении или расторжении госконтракта.
Например, ненаправление мотивированного отказа от подписания документов о приемке поставленного товара влечет наложение штрафа в размере 20 000 рублей (п. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Одностороннее расторжение госконтракта по 44-ФЗ
Государственный контракт может быть расторгнут одним из трех способов (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
-
по соглашению сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа от исполнения одной из сторон.
Последний сценарий — самый рискованный, так как в таком случае сведения о поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик может принять решение об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 9 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Например, если поставщик длительное время не будет поставлять товар, или не будет устранять недостатки выявленные в ходе приемки.
Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик обязан в следующих случаях (п. 15 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- поставщик или поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным закупочной документацией;
- выяснилось, что поставщик предоставил о себе или о товаре недостоверную информацию для победы в закупочной процедуре.
Решение об одностороннем отказе вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора. В этот же день контракт считается расторгнутым (п. 13 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с уведомлением заказчик составляет и направляет акт о неисполнении обязательств по контракту.
Если исполнитель в течение десятидневного срока устранит все недостатки, то заказчик обязан отменить принятое решение (п. 14 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Не позднее двух рабочих дней после вступления решения об одностороннем расторжении в силу, заказчик обязан передать в Федеральную антимонопольную службу РФ обращение о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (п. 16 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Реестр недобросовестных поставщиков
РНП содержит информацию о поставщиках, которые уклонились от заключения государственного контракта или которые не исполнили или исполнили ненадлежащим образом государственный контракт (п. 2 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Ведением реестра занимается Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078. Ознакомиться с актуальным реестром можно на официальном сайте.
Информацию о недобросовестном исполнителе включают в РНП на два календарных года (п. 9 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В течение этого времени компания или предприниматель не смогут участвовать в государственных закупках, где предусмотрено требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Каждое обращение госзаказчика о включении поставщика в РНП антимонопольная служба рассматривает на заседании. Задача исполнителя по госконтракту доказать, что он прикладывал все усилия для его добросовестного исполнения. Если доказательств будет достаточно, ФАС не станет включать сведения о компании в реестр.
ФАС РФ принимает решение об отказе во включении в РНП в следующих случаях (п. 15 Правил):
- заказчиком нарушены требования к порядку принятия решения об одностороннем расторжении;
- заказчиком не доказан факт существенного нарушения условий договора;
- заказчик не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа со стороны поставщика;
- исполнитель представил информацию и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий госконтракта;
- поставщик подтвердил, что надлежащее исполнение оказалось невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, например, из-за санкций (форс-мажор).
Решение ФАС РФ о включении в РНП можно оспорить в судебном порядке. Если суд согласится с позицией поставщика, то информация о нем будет исключена из реестра недобросовестных поставщиков.
Доказательства — это любые документы, связанные с исполнением госконтракта. Например, если просрочка поставки товара вызвана нехваткой комплектующих для производства на заводе, поможет подтвердить добросовестность письмо от производителя с описанием сложившейся ситуации.
Если в ходе исполнения контракта становится понятно, что его невозможно исполнить в установленные сроки, об этом лучше сразу уведомить заказчика. В случае, если дело дойдет до ФАС, это также поможет подтвердить добросовестность поставщика.
Как оспорить пени и штрафы по 44-ФЗ
Заказчик обязан начислить штрафы и пени при нарушении условий договора. У поставщика же есть право это решение оспорить. Для этого он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло из-за действий непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Иногда в увеличении сроков исполнения гоконтракта может быть виновен сам заказчик. Например, такое бывает при поставках сложного медицинского оборудования. Если заказчик не подготовит помещение соответствующим образом, то поставщик не сможет приступить к монтажу. Вина за увеличение срока исполнения контракта будет лежать на получателе оборудования.
В большинстве случаев заказчики не отказываются от начисленных пеней, несмотря на все доказательства, представленные исполнителем. В таком случае за защитой своих прав и интересов поставщику придется обращаться в Арбитражный суд.
Как списать пени и штрафы по 44-ФЗ
В некоторых случаях проще согласиться с неустойкой и списать ее на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Заказчик списывает начисленные пени и штрафы в одном из следующих случаев (п. 3 Правил):
- общая сумма начисленной и неуплаченной неустойки не превышает 5 % от цены контракта — списывается полная сумма пеней и штрафов;
- общая сумма начисленной и неуплаченной неустойки превышает 5 %, но составляет не более 20 % от цены контракта — списывается 50 % начисленных пеней и штрафов при условии, что поставщик оплатил оставшиеся 50 % неустойки;
- неисполнение контракта связано с распространением новой коронавирусной инфекции — списывается полная сумма неустойки;
- неисполнение контракта связано с ростом в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы — неустойка списывается в порядке, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил;
- неисполнение контракта связано с мобилизацией в РФ или введением санкций и мер ограничительного характера — списывается полная сумма неустойки.
Обратим внимание, что к договорам, перечисленным в п. 2 Правил, эти правила о списании не применяются.
Для списания неустойки она должна быть признана сторонами, следовательно, должен быть подписан акт сверки взаиморасчетов. После этого заказчик формирует специальную комиссию и выносит решение о списании неустойки.
Как Контур.Фокус помогает снизить риски неисполнения контракта
Для контроля за рисками неисполнения контракта необходимо регулярное наблюдение за деятельностью поставщика. Несвоевременное получение данных о банкротстве или других значимых изменениях благонадежности может привести к срыву госконтракта и неэффективному расходованию бюджетных средств. Упростить мониторинг за деятельностью поставщика поможет специализированная платформа «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанная на базе Контур.Фокуса.
Решение агрегирует данные о госзакупках всего региона, отдельного муниципалитета или конкретного ведомства и отображает их в виде наглядных дашбордов. Это позволяет работать с большими данными в удобном формате.
Получайте данные по закупкам всего региона с помощью специализированной платформы «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанной на базе Контур.Фокуса. Самостоятельно настраивайте критерии проверки и группируйте сведения под свои задачи.