Неисполнение контракта по 44 ФЗ: штрафы, ответственность, риски — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Неисполнение условий контракта по 44‑ФЗ: штрафы и последствия

23 января 2024 4 538

Контракт по 44-ФЗ — это договор между частной компанией или предпринимателем и государственным заказчиком. Эти отношения строго регламентированы законом, в том числе в части штрафов и наказания за неисполнение госконтракта. Команда Контур.Фокуса рассказала о нюансах 44-ФЗ и о том, как свести риски неисполнения контракта к минимуму.

Быстро проанализировать деятельность интересующего поставщика и выявить критические факторы можно с помощью Контур.Фокуса. Вся информация отобразится в формате наглядного дашборда и интерактивных карт.

Какой закон регулирует отношения сторон

Государственные контракты заключаются в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Он регламентирует всю процедуру закупки — от формирования начальной максимальной цены до исполнения договора.

Основная задача 44-ФЗ — это устранение коррупции и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками закупки. Поэтому государство строго контролирует исполнение требований закона на всех этапах закупочной процедуры. 

Государственный контракт 44-ФЗ

Договор по 44-ФЗ в большинстве случаев заключается по результатам конкурентной процедуры — это может быть конкурс, запрос котировок или аукцион (ст. 24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Наиболее популярен третий вариант — в форме аукциона проходит большая часть тендеров, т.к. этот способ обеспечивает наибольшую экономию бюджетных средств.

Есть и неконкурентный способ — это закупка у единственного поставщика без проведения тендера. Применять эту процедуру заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Например, для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, поставке электроэнергии,предоставлению программного обеспечения, которое может предоставить лишь одна компания. 

Информация о большинстве проводимых закупок и заключенных госконтрактах публикуется в  «ЕИС Закупки». 

На портале можно найти всю информацию о заключенном договоре:

  • реквизиты заказчика;
  • реквизиты поставщика;
  • наименование получателя товаров, работ, услуг;
  • наименование, количество и стоимость поставляемых товаров и услуг;
  • технические характеристики товаров.

Кроме того, в карточке каждого контракта есть информацию о его исполнении и штрафах, примененных заказчиком к поставщику.

Вовремя узнать о появлении критических факторов в деятельности исполнителей госконтрактов поможет специализированная платформа «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанная на базе Контур.Фокуса. Выбирайте в меню интересующие территории,организации и категории риска — нужная аналитика отобразится в формате удобных дашбордов.

Стороны контракта по 44-ФЗ

Государственный договор заключается между двумя сторонами:

  • поставщик, подрядчик, исполнитель — это участник закупки, с которым по итогам тендера заключается контракт на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ (п. 4.1 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

  • заказчик — это может быть государственный или муниципальный орган, государственная корпорация, государственное или муниципальное казенное учреждение, бюджетное учреждение, государственное или муниципальное предприятие и так далее (п. 5, 6, 7 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

Иногда в контракте по 44-ФЗ может участвовать и третье лицо — получатель товаров, работ и услуг. 

Например, министерство здравоохранения субъекта РФ может объявить тендер и заключить госконтракт на поставку медицинского оборудования для нужд нескольких больниц в регионе. В таком случае Минздрав выступает плательщиком и заказчиком, а клиники — получателями.

Обязательства сторон по госконтракту

Договор подписывается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, аукционной документацией и заявкой участника закупки, с которым он заключается (п. 1 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Это значит, что добавить в контракт новые условия после проведения тендера заказчик не может.

Например, если при объявлении тендера на мониторы заказчик не указал, какая диагональ ему нужна, то поставщик имеет право поставить дисплеи как с диагональю 17, так и 27 дюймов.

Основные обязательства у сторон по 44-ФЗ следующие:

  • у поставщика — поставить надлежащий товар в установленные сроки;
  • у заказчика — принять и оплатить поставленный товар, начислить неустойку в адрес поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Все условия фиксируются в контракте. Закон требует, чтобы обязательно были включены следующие положения (ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения, кроме осуществления закупок неопределенного объема;
  • условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • порядок расчета и начисления пени за просрочку исполнения обязательств;
  • срок оплаты отгруженных товаров, работ и услуг;
  • порядок оформления документов о приемке и так далее.

Для некоторых категорий закупок Правительство РФ может утвердить типовые условия, которые заказчики обязаны применять при закупке соответствующих товаров, работ и услуг. Найти актуальные типовые формы можно в официальной библиотеке.

Формы неустойки за неисполнение контракта по 44-ФЗ

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств несет каждая из сторон — поставщик и заказчик, но с одним отличием.

Заказчик обязан рассчитать и предъявить неустойку в силу закона. За неисполнение данной обязанности контролирующие органы могут привлечь должностное лицо заказчика к ответственности. 

Поставщик же, наоборот, не обязан предъявлять санкции заказчику. Это исключительно его право. Пользоваться им или нет, он решает самостоятельно.

Пени по государственному контракту

Пеня — это неустойка за просрочку исполнения обязательств. Для поставщиков и заказчиков она рассчитывается по следующей формуле (п. 7 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

Пеня = СК * КС * 1/300 * Кдн, где

СК — сумма несвоевременно исполненных обязательств;

КС — ключевая ставка ЦБ РФ;

Кдн — количество дней просрочки.

Рассчитаем пеню за просрочку по 44-ФЗ. Допустим, сумма контракта — 2 000 000 рублей, просрочка составляет 5 календарных дней. Ставка ЦБ РФ — 15 %. Сумма пени будет следующая:

2 000 000 руб. * 15 % * 1/300 * 5 = 5 000 руб.

Штрафы по государственному контракту

Штраф — это неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, кроме нарушения сроков. Его размер определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Совокупная сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта. Это правило действует для поставщиков и госзаказчиков (п. 11, 12 Правил).

Применить одновременно штраф и пеню можно. Например, если поставщик просрочил срок поставки и нарушил условие о качестве товаров.

Общий штраф по 44-ФЗ

В общем случае штрафы для поставщиков будут следующие (п. 3 Правил).

Размер штрафа, % от цены контракта (этапа) Применяется для контрактов с суммой
10 % до 3 000 000 рублей
5 % от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно)
1 % от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно)
0,5 % от 100 000 000 до 500 000 000 рублей (включительно)
0,4 % от 500 000 000 до до 1 000 000 000 рублей (включительно)
0,3 % от 1 000 000 000 до 2 000 000 000 рублей (включительно)
0,25 % от 2 000 000 000 до 5 000 000 000 рублей (включительно)
0,2 % от 5 000 000 000 до 10 000 000 000 рублей (включительно)
0,1 % свыше 10 000 000 000 рублей

Штраф для субъектов малого предпринимательства

Если тендер проводили для субъектов малого предпринимательства (пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ), размер штрафа для малого бизнеса устанавливается в размере 1 % от цены контракта, но не менее 1 000 и не более 5 000 рублей (п. 4 Правил).

Если субъект малого предпринимательства заключил контракт по 44-ФЗ на общих основаниях, то есть без преференций для СМП, то штрафы будут рассчитываться по п. 3 Правил.

Штрафы для победителей закупки, предложивших наибольшую цену

Для контрактов  «на повышение» размер санкций для исполнителя следующий (п. 5 Правил):

Размер штрафа, % Применяется для контрактов с суммой

если цена контракта не превышает начальную максимальную цену

10 % от НМЦК до 3 000 000 рублей
5 % от НМЦК от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно)
1 % от НМЦК от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно)
если цена контракта превышает начальную максимальную цену
10 % от цены контракта до 3 000 000 рублей
5 % от цены контракта от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно)
1 % от цены контракта от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно)

Штрафы по обязательствам без цены

Если нарушено обязательство, не имеющее стоимостного выражения, штраф будет следующим (п  6 Правил).

Размер штрафа, руб Применяется для контрактов с суммой
1 000 до 3 000 000 рублей
5 000 от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно)
10 000 от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно)
100 000 свыше 100 000 000 рублей

Штрафы по капитальному строительству

Ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, где подрядчики обязаны выполнить работы самостоятельно, грозит штрафом в размере 5 % от стоимости работ (п. 7 Правил).

Штраф за непривлечение СМП и СОНКО

Контрактом может быть предусмотрена обязанность исполнителя привлечь для выполнения договора соисполнителей из категории субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

За нарушение данного требования предусмотрен штраф в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил). 

Штрафы для госзаказчиков

Для заказчиков за неисполнение обязательств также предусмотрены штрафы. Их размер перечислен в п. 9 Правил.

Размер штрафа, руб Применяется для контрактов с суммой
1 000 до 3 000 000 рублей
5 000 от 3 000 000 до 50 000 000 рублей (включительно)
10 000 от 50 000 000 до 100 000 000 рублей (включительно)
100 000 свыше 100 000 000 рублей

Административные штрафы для госзаказчиков

Отдельные административные штрафы для должностных лиц заказчика предусмотрены ст. 7.32 КоАП РФ. Они связаны с нарушениями, которые может допустить заказчик при заключении, исполнении или расторжении госконтракта.

Например, ненаправление мотивированного отказа от подписания документов о приемке поставленного товара влечет наложение штрафа в размере 20 000 рублей (п. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Одностороннее расторжение госконтракта по 44-ФЗ

Государственный контракт может быть расторгнут одним из трех способов (п. 8 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон;

  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа от исполнения одной из сторон.

Последний сценарий — самый рискованный, так как в таком случае сведения о поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может принять решение об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 9 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Например, если поставщик длительное время не будет поставлять товар, или не будет устранять недостатки выявленные в ходе приемки.

Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик обязан в следующих случаях (п. 15 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • поставщик или поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным закупочной документацией;
  • выяснилось, что поставщик предоставил о себе или о товаре недостоверную информацию для победы в закупочной процедуре.

Решение об одностороннем отказе вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора. В этот же день контракт считается расторгнутым (п. 13 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с уведомлением заказчик составляет и направляет акт о неисполнении обязательств по контракту. 

Если исполнитель в течение десятидневного срока устранит все недостатки, то заказчик обязан отменить принятое решение (п. 14 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Не позднее двух рабочих дней после вступления решения об одностороннем расторжении в силу, заказчик обязан передать в Федеральную антимонопольную службу РФ обращение о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (п. 16 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков

РНП содержит информацию о поставщиках, которые уклонились от заключения государственного контракта или которые не исполнили или исполнили ненадлежащим образом государственный контракт (п. 2 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). 

Ведением реестра занимается Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078. Ознакомиться с актуальным реестром можно на официальном сайте.

Информацию о недобросовестном исполнителе включают в РНП на два календарных года (п. 9 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В течение этого времени компания или предприниматель не смогут участвовать в государственных закупках, где предусмотрено требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Каждое обращение госзаказчика о включении поставщика в РНП антимонопольная служба рассматривает на заседании. Задача исполнителя по госконтракту доказать, что он прикладывал все усилия для его добросовестного исполнения. Если доказательств будет достаточно, ФАС не станет включать сведения о компании в реестр. 

ФАС РФ принимает решение об отказе во включении в РНП в следующих случаях (п. 15 Правил):

  • заказчиком нарушены требования к порядку принятия решения об одностороннем расторжении;
  • заказчиком не доказан факт существенного нарушения условий договора;
  • заказчик не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа со стороны поставщика;
  • исполнитель представил информацию и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий госконтракта;
  • поставщик подтвердил, что надлежащее исполнение оказалось невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, например, из-за санкций (форс-мажор).

Решение ФАС РФ о включении в РНП можно оспорить в судебном порядке. Если суд согласится с позицией поставщика, то информация о нем будет исключена из реестра недобросовестных поставщиков.

Доказательства — это любые документы, связанные с исполнением госконтракта. Например, если просрочка поставки товара вызвана нехваткой комплектующих для производства на заводе, поможет подтвердить добросовестность письмо от производителя с описанием сложившейся ситуации. 

Если в ходе исполнения контракта становится понятно, что его невозможно исполнить в установленные сроки, об этом лучше сразу уведомить заказчика. В случае, если дело дойдет до ФАС, это также поможет подтвердить добросовестность поставщика.

Как оспорить пени и штрафы по 44-ФЗ

Заказчик обязан начислить штрафы и пени при нарушении условий договора. У поставщика же есть право это решение оспорить. Для этого он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло из-за действий непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Иногда в увеличении сроков исполнения гоконтракта может быть виновен сам заказчик. Например, такое бывает при поставках сложного медицинского оборудования. Если заказчик не подготовит помещение соответствующим образом, то поставщик не сможет приступить к монтажу. Вина за увеличение срока исполнения контракта будет лежать на получателе оборудования.

В большинстве случаев заказчики не отказываются от начисленных пеней, несмотря на все доказательства, представленные исполнителем. В таком случае за защитой своих прав и интересов поставщику придется обращаться в Арбитражный суд.

Как списать пени и штрафы по 44-ФЗ

В некоторых случаях проще согласиться с неустойкой и списать ее на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.

Заказчик списывает начисленные пени и штрафы в одном из следующих случаев (п. 3 Правил):

  • общая сумма начисленной и неуплаченной неустойки не превышает 5 % от цены контракта — списывается полная сумма пеней и штрафов;
  • общая сумма начисленной и неуплаченной неустойки превышает 5 %, но составляет не более 20 % от цены контракта — списывается 50 % начисленных пеней и штрафов при условии, что поставщик оплатил оставшиеся 50 % неустойки;
  • неисполнение контракта связано с распространением новой коронавирусной инфекции — списывается полная сумма неустойки;
  • неисполнение контракта связано с ростом в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы — неустойка списывается в порядке, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил;
  • неисполнение контракта связано с мобилизацией в РФ или введением санкций и мер ограничительного характера — списывается полная сумма неустойки.

Обратим внимание, что к договорам, перечисленным в п. 2 Правил, эти правила о списании не применяются.

Для списания неустойки она должна быть признана сторонами, следовательно, должен быть подписан акт сверки взаиморасчетов. После этого заказчик формирует специальную комиссию и выносит решение о списании неустойки.

Как Контур.Фокус помогает снизить риски неисполнения контракта

Для контроля за рисками неисполнения контракта необходимо регулярное наблюдение за деятельностью поставщика. Несвоевременное получение данных о банкротстве или других значимых изменениях благонадежности может привести к срыву госконтракта и неэффективному расходованию бюджетных средств.  Упростить мониторинг за деятельностью поставщика поможет специализированная платформа «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанная на базе Контур.Фокуса.

Решение агрегирует данные о госзакупках всего региона, отдельного муниципалитета или конкретного ведомства и отображает их в виде наглядных дашбордов. Это позволяет работать с большими данными в удобном формате. 

Получайте данные по закупкам всего региона с помощью специализированной платформы «Аналитика рисков неисполнения госконтрактов», разработанной на базе Контур.Фокуса. Самостоятельно настраивайте критерии проверки и группируйте сведения под свои задачи.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас