Проверка связей контрагентов — одна из самых сложных и трудозатратных задач для специалиста службы безопасности. На примере двух типичных историй из крупного бизнеса мы разберем, как внедрение API Контур.Фокуса упрощает этот процесс и помогает сберечь миллионы рублей.
В этой статье:
- Как дистрибьютор получил доначисление НДС в 5 миллионов из-за недобросовестного контрагента
- Как логистическая компания не проверила связи поставщиков и переплатила полмиллиона на тендере
- Почему связи контрагентов остаются непроверенными
- Как автоматизация усиливает проверку контрагентов
- Как API Контур.Фокуса упрощает оценку связей
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Как дистрибьютор получил доначисление НДС в 5 миллионов из-за недобросовестного контрагента
С чего началось. Крупный дистрибьютор начал работать с новым контрагентом. Этой организацией руководил давний знакомый замдиректора компании-дистрибьютора. Перед началом сотрудничества новичка формально проверили, но ничего подозрительного не выявили, связям нового поставщика не придали значения.
Что пошло не так. Проявление излишнего доверия оказалось большой ошибкой. Через пару месяцев компания нового контрагента закрылась путем альтернативной ликвидации. Этот факт привлек внимание ФНС, которая начала проверку всех сделок. Оказалось, что этот контрагент ранее фигурировал как директор нескольких фирм-однодневок. Крупного дистрибьютора заподозрили в сотрудничестве с технической компанией.
Чем обернулось. Доказать в суде, что на момент совершения сделок никаких признаков «технички» у контрагента не было, не удалось: качественную проверку просто не проводили.В итоге дистрибьютору доначислили НДС в 5 миллионов рублей. Кроме того, позже выяснилось: компания давнего знакомого предоставляла услуги по завышенной цене.
Как логистическая компания не проверила связи поставщиков и переплатила полмиллиона на тендере
С чего началось. Логистическая компания объявила конкурс на поставку запчастей. Заявки подали три организации. Все участники прошли первичную проверку, но рисков по ним не выявили.
Что пошло не так. Уже после проведения торгов выяснилось, что владелец одной компании являлся бывшим совладельцем двух других организаций-претендентов, при регистрации которых был указан один и тот же телефон. Одна из этих двух компаний выступила учредителем третьей фирмы-претендента. Оказалось, что все участники тендера связаны между собой.
Чем обернулось. Участники тендера договорились между собой о цене, и в итоге логистическая компания провела невыгодный конкурс, переплатив полмиллиона рублей.
Почему связи контрагентов остаются непроверенными
Если бы у компаний из обоих примеров в регламенте проверки нового контрагента значился анализ связей, то опасного сотрудничества можно было избежать. Но если специалист сильно загружен, у него попросту не хватает времени на такую оценку. Для качественной проверки связей требуется сопоставить каждую компанию друг с другом, оценить возможное влияние сотрудников на деятельность этих организаций. Ручное построение связей через ИНН каждого сотрудника — это очень сложная рутинная работа с большой вероятностью ошибок.
Как показывает практика, даже опытный специалист службы безопасности тратит на ручную проверку одной организации минимум 15 минут. Если добавить анализ связей, это время может увеличиваться до двух-трех часов. Когда у компании в день добавляется по 5–6 контрагентов, это вполне выполнимая задача. Но когда контрагентов несколько сотен, то выполнить качественную проверку очень трудно.
Как автоматизация усиливает проверку контрагентов
Для оптимизации процесса оценки контрагентов можно использовать специальные сервисы, например, Контур.Фокус, который через API можно интегрировать в учетную систему компании. Сервис «подтягивает» информацию о контрагенте из открытых и официальных источников и отображает в одном окне: для проверки достаточно указать ИНН потенциального партнера.
C помощью данных API Контур.Фокуса можно автоматически оценивать благонадежность клиентов и поставщиков по регламенту компании, настраивать собственные критерии проверки. Например, для новых клиентов и поставщиков, участников тендера, дебиторов и т.д.
Как API Контур.Фокуса упрощает оценку связей
Возможности API Фокуса позволяют детально анализировать связи контрагентов: не только находить, но и определять их тип. Это помогает оценить уровень влияния одной компании на другую, быстро выделять наиболее важные зависимости.
Решение работает по принципу поиска ближайших связей по первому колену. А в случае, когда юрлица связаны через общее физлицо или юрлицо, — по ближайшим ассоциативным связям. Он определяет связи по владению, управлению и правопреемству. Можно получить данные как по актуальным связям юрлица, так и по историческим. На ручной поиск таких зависимостей уйдут часы, автоматизированная проверка займет минуты.
Автоматическое выявление связей применимо для разных сценариев: проверки нового контрагента, выявления тендерного сговора и других. Такой способ проверки помогает минимизировать риски и снизить нагрузку специалистов.
API Контур.Фокуса автоматизирует проверку контрагентов
А еще позволяет получать данные о бизнес-партнерах прямо в вашей учетной системе.