Как проверить франшизу перед покупкой, проверка франшизы на мошенничество, онлайн оценка — Контур.Фокус

Как проверить франшизу перед покупкой

21 февраля 2023 1 284

Покупка франшизы привлекает своей простотой. Кажется, что стоит вложить деньги в уже готовый бизнес и прибыль не заставит себя долго ждать. Но есть нюансы. Разбираемся, на что обратить внимание до запуска бизнеса по франшизе.

Фотография Полина Романовских Полина Романовских Юрист, автор статей

Что такое франшиза

Франшиза — это способ ведения бизнеса, основанный на использовании уже отработанной бизнес-модели, готового бренда, опыта и технологии другой компании. Во франчайзинге всегда есть две стороны: франчайзер — владелец бизнеса и франчайзи — покупатель франшизы. За плату он получает набор прав и инструментов:

  • логотип и фирменный стиль компании;
  • разработки, технологии, рецептуру;
  • макеты рекламных кампаний;
  • контакты поставщиков сырья;
  • рекомендации по обучению персонала, требования к их внешнему виду и другое.

Например, предприниматель хочет открыть кофейню. У него есть деньги, но опыта в общепите нет. Он покупает франшизу у кофейни «Капучино» и получает право использовать логотип компании, технологические карты по изготовлению напитков и десертов, контакты продавцов кофе. Теперь у предпринимателя есть четкие инструкции, как начать и вести бизнес. За это он заплатит фиксированную сумму — паушальный взнос, а в дальнейшем будет периодически отчислять продавцу франшизы процент от выручки — роялти.

В российском законодательстве нет понятия «франшиза», но на практике эта модель ведения бизнеса применяется. Юридически оформляется она по-разному: договором коммерческой концессии или ноу-хау, агентским или лицензионным договором или другим.

Франшизы-пустышки

Не каждая франшиза будет приносить прибыль. Если у франчайзера нет продуманного бизнес-плана, многолетнего опыта работы, отлаженных бизнес-процессов, франчайзи может впустую потратить деньги. Франшизы без практического опыта и четких инструкций, которые хотят заработать на паушальных платежах и не рассчитывают развивать бизнес через франчайзи, называют пустышками.

Чтобы окупить затраты на франшизу и заработать на ней, до покупки нужно тщательно проверить не только владельца бизнеса, но и франчайзи. Проверка франшизы перед покупкой поможет избежать сотрудничества с пустышками и мошенниками.

Правила проверки франшизы

Перед сделкой нужно запросить как можно больше информации у владельца бизнеса. Но чтобы проверка франшизы была полной и объективной, стоит изучать данные из разных источников. Если возможно, информацию от франчайзера лучше подтверждать данными из общедоступных ресурсов.

Проверять нужно не только владельца франшизы, но и франчайзи. Так вы будете уверены, что у других компаний получилось реализовать бизнес-модель франшизы.

Анализ спроса у потребителей

Успех франшизы зависит не только от продуманного бизнес-плана, но и от ситуации на рынке. Перед тем как запускать бизнес, оцените спрос на товары или услуги у целевой аудитории, изучите конкурентов. Для этого можно использовать данные Росстата, исследования маркетинговых агентств, сведения о количестве пользовательских запросов в поисковых системах. С учетом анализа выбирайте франшизу в конкурентоспособной сфере.

Реальность бизнеса

Теперь нужно проверить франшизу на мошенничество и удостовериться в реальности бизнеса. Он должен быть юридически оформлен и зарегистрирован. Зайдите на сайт ФНС, найдите потенциального партнера по ИНН, ОГРН или названию. Сервис позволяет скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на компьютер. Изучите документ: в нем не должно быть данных о прекращении деятельности организации. Если франчайзера удалось найти по реквизитам, а в выписке нет сведений о ликвидации, бизнес действующий и работает легально. 

Запись в ЕГРЮЛ о том, что компания прекратила деятельность
Запись в ЕГРЮЛ о том, что компания прекратила деятельность

Контур.Фокус позволяет не только скачать выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но и узнать больше о франчайзере. Например, проверить наличие лицензии, долги по налогам, зарегистрированные на компанию товарные знаки.

Возраст бизнеса

В выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП написана дата регистрации юрлица или ИП. Она указывает на то, сколько времени действует бизнес. Если предприятию меньше года, покупать у него франшизу не стоит: этого времени недостаточно, чтобы удостовериться в успехе бизнес-модели. Чем дольше работает франчайзер, тем лучше: так вы будете уверены, что процессы в компании отлажены и бизнес действительно приносит прибыль.

Но бывает так, что сначала бизнес оформили на одно юрлицо, а затем перевели на другое. Поэтому дополнительно стоит посмотреть на связанные организации. О том, где их посмотреть, рассказываем ниже.

Компания зарегистрирована более десяти лет назад — это хороший признак
Компания зарегистрирована более десяти лет назад — это хороший признак

Сбор и анализ информации

Чтобы больше узнать о франшизе, изучите следующую информацию о франчайзере:

  • Банкротство. Если суд признал компанию несостоятельной, значит, у нее не хватает денег расплатиться по всем долгам. Сотрудничать с таким контрагентом рискованно, да и успех такого бизнеса маловероятен. Проверить компанию на банкротство можно на портале Федресурс.
  • Судебные споры. Изучите арбитражные процессы франчайзера: как часто он судится и почему. Стоит обратить внимание на дела, по которым потенциальному контрагенту предъявляли претензии из-за неисполнения договоров, особенно сделок с франчайзи. Проверить арбитражные споры можно в картотеке арбитражных судов.
  • Исполнительные производства. Когда компания не платит по долгам, их взыскивают с нее принудительно через судебных приставов. Исполнительные производства на организацию можно посмотреть на сайте ФССП. Если суммы задолженностей большие и их много, возможно, франчайзер недобросовестный или близок к банкротству.
  • Адрес. Проверьте адрес регистрации компании на массовость. Иногда адреса массовой регистрации используют фирмы-однодневки. В сервисе «Прозрачный бизнес» откройте вкладку «Адреса ЮЛ» и введите интересующие город, улицу и номер дома. Если результат поиска выдаст больше десяти организаций на одном адресе, возможно, контрагент недобросовестный.
  • Бухгалтерская отчетность. Изучить финансовое состояние франчайзера поможет официальный сервис БФО. На сайте можно посмотреть бухгалтерский баланс и финансовую отчетность компании за три прошедших года. Анализируйте ее, чтобы понять, приносит бизнес прибыль или каждый год терпит убытки. 

Все эти данные можно посмотреть в Контур.Фокусе. Информация о контрагенте собрана в карточке компании: вам не придется использовать множество ресурсов, чтобы собирать сведения о франчайзере.

Проверка владельца франшизы

Собрать информацию стоит и об учредителях франчайзера. Это могут быть как люди, так и организации. Проверьте их на массовость: в каком количестве компаний они участвуют. Если компания или человек владеют долями в нескольких организациях, это не всегда говорит об их недобросовестности. Но в совокупности с другими факторами это может указывать на фирму-однодневку. Проверить учредителя на массовость можно в сервисе «Прозрачный бизнес» в разделе «Участие в ЮЛ».

При проверке обратите внимание на директора франчайзера. Его тоже можно проверить на массовость. Если человек руководит десятками компаний, возможно, он номинальный и на самом деле не имеет отношения к контрагенту.

Отзывы о франшизе

Чтобы узнать, что думают о франшизе клиенты и партнеры, почитайте отзывы в Google, Flamp, Яндекс, 2ГИС. Из негативных отзывов можно понять, на что жалуются клиенты больше всего, какие есть слабые места у бизнеса и как компания реагирует на претензии. Возможно, представители франшизы попадали в резонансные неприятные ситуации — об этом можно узнать из публикаций СМИ.

Инструменты для проверки

Проверить франшизу перед покупкой поможет Контур.Фокус. Сервис соберет всю информацию о контрагенте в одном месте: ее не придется по крупицам собирать в разных источниках.

Если у организации есть или были исполнительные производства, Фокус выделит их в отдельную вкладку. Из нее можно узнать, какие долги взыскивают с контрагента прямо сейчас и по каким основаниям. Информация поступает с официального сайта ФССП, так что в достоверности данных сомневаться не придется.

Активные и исторические исполнительные производства в Фокусе
Активные и исторические исполнительные производства в Фокусе

В сервисе доступны данные о связях контрагента с компаниями и людьми. Их тоже нужно проверить: долги могли перевести на связанную с франчайзером компанию, чтобы бизнес выглядел привлекательнее. Стоит проверить и финансовые показатели связанных организаций, чтобы понять, насколько франшиза успешна и перспективна. Чтобы было проще разобраться, Фокус визуализирует связи.

Связи в Фокусе
Связи в Фокусе

Еще в Фокусе есть финансовый анализ контрагента. Он включает не только данные бухгалтерского баланса, но и аналитику. Сервис показывает динамику финансов российской компании за несколько лет, а также место организации в отрасли. Эти данные помогут удостовериться, что франчайзер предоставляет достоверную информацию о финансовом состоянии компании.

Также сервис покажет, в каких судебных делах участвовал франчайзер и чем они закончились. На одной странице можно узнать предмет спора и скачать судебное решение.

Судебные дела в Фокусе
Судебные дела в Фокусе

Информация от франчайзера

Перед сделкой запросите у франчайзера следующие документы:

  • Учредительные документы: устав, свидетельства ИНН и ОГРН, приказ о назначении директора. Они помогут удостовериться в реальности бизнеса, а по реквизитам получится проверить франшизу по открытым источникам.
  • Бизнес-план. В нем должна быть указана не только концепция компании, но и расчеты срока окупаемости проекта и необходимых инвестиций.
  • Список информации, которую передаст контрагент после сделки: инструкции, технологические карты, образцы, макеты. Так покупатель франшизы будет понимать, что сможет использовать при запуске бизнеса.
  • Образец будущего договора. 

Какие вопросы задать франчайзеру

До заключения договора обсудите с франчайзером:

  • требования к франчайзи: финансовые возможности, опыт, а иногда и личные качества;
  • требования к помещению: местоположение, ремонт, размеры;
  • финансовую модель франшизы.

Анализ финансовой модели франшизы

Финансовая модель франшизы отражает экономические показатели ведения бизнеса. Хорошо, если они расписаны в динамике как минимум за один год, даже если проект окупается за более короткий срок — это позволит проанализировать цифры с учетом сезонных факторов.

В финансовую модель закладывают инвестиции на запуск бизнеса, ежемесячные доходы и расходы, в том числе размеры паушального взноса и роялти, рентабельность и окупаемость предприятия. Наиболее удобный вариант для потенциального франчайзи — финмодель в виде таблицы, в которой можно самому менять значения. Ведь в зависимости от территории численность населения, стоимость аренды и сырья могут различаться. Покупатель сможет адаптировать финансовую модель под себя, чтобы оценка франшизы была более точной.

Информация о действующих франчайзи

Франчайзи, которые сотрудничают с франчайзером прямо сейчас, — это наглядный пример того, как ситуация может развиваться у вас. Запросите данные о партнерах у владельца бренда или найдите их сами — иногда сведения о них есть на сайте франчайзера. Если есть возможность, пообщайтесь с партнерами лично: узнайте о проблемах бизнеса, сложностях его запуска и сотрудничества с франчайзером, реальной окупаемости проекта.

Посещение действующих франчайзи

Посмотрите на франшизу глазами клиента — попробуйте купить товар или заказать услугу у действующего франчайзи. Обед в ресторане, стрижка в салоне, сеанс массажа — так можно понять, что вы сами будете предлагать клиентам в будущем.

Анализ договора

Условия сделки с франчайзером необходимо закрепить в договоре. Перед подписанием внимательно его изучите. Особое внимание обратите на права и обязанности сторон — в нормальных деловых отношениях их объем примерно одинаков. Посмотрите, какие предусмотрены штрафы или пени, в каком порядке происходит оплата по договору и его расторжение. Важно и то, как франчайзер будет контролировать деятельность франчайзи.

Если по франшизе вы получаете права на интеллектуальную собственность — товарные знаки, ноу-хау, патенты — это тоже должно быть прописано в договоре. Переход исключительных прав регистрируется в Роспатенте, в соглашении необходимо отразить и это.

Итоги

Покупка франшизы может стать выгодным вложением как для новичка, так и для опытного предпринимателя. Требования франчайзера могут ограничивать бизнес в свободном принятии решений, зато на многом получится сэкономить: разработке фирменного стиля, стандартов оказания услуг. Не стоит забывать проверить франшизу онлайн и по документам. Изучение юридических и экономических аспектов проекта позволит снизить риск убытков и повысить шансы на то, что проект окажется прибыльным.

Фотография Полина Романовских Полина Романовских Юрист, автор статей
Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас