Цель бизнеса — извлечение прибыли. Процесс сопряжен с рисками, например, банк может отказать в выдаче кредита, конкурент захватит долю рынка, транспортная компания повредит груз либо поставщик возьмет предоплату, а товар не поставит. Эти события называются предпринимательскими или коммерческими рисками.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Что такое коммерческие риски
Риск — это негативное событие, которое может произойти с определенной вероятностью. Коммерческие риски связаны с ведением бизнеса: производством, продажей товаров, работ, услуг. Это, например:
- недобросовестность поставщика;
- рост расходов;
- снижение спроса;
- неплатежеспособность покупателя;
- форс-мажор;
- повреждение груза при перевозке;
- отказ от приемки товара покупателем;
- снижение цены и так далее.
Предприниматели считают: риск — это событие, которое ведет только к убыткам. Однако он также помогает извлекать дополнительную прибыль.
Пример первый: риск с отрицательными последствиями. Организация заказала грузоперевозку оборудования из Москвы во Владивосток. Основной риск — дорожное происшествие. Как минимум — будут увеличены сроки поставки, как максимум — оборудование будет безвозвратно уничтожено. Избежать такого риска нельзя, но можно снизить его последствия.
Пример второй: риск с неясными последствиями. Поставщик сменил юридический адрес. Это может быть связано, например, с альтернативной ликвидацией, действительной релокацией либо расширением бизнеса. Поэтому для правильной оценки рисков нужно комплексно оценивать ситуацию.
Задача бизнеса при работе с рисками — оценивать их, минимизировать вероятность возникновения отрицательных последствий и, наоборот, увеличивать вероятность положительных.
Какие организации могут попасть под коммерческий риск
Любая коммерческая организация попадает под предпринимательские риски. Вероятность их появления и степень влияния на финансовый результат определяются индивидуально.
Вероятность возникновения зависит от нескольких переменных:
- сферы деятельности;
- опыта ведения бизнеса;
- количества сотрудников;
- действующего законодательства;
- политической обстановки;
- наличия ресурсов и так далее.
Чаще всего бизнес несет риски не по своей вине или в силу внешних обстоятельств, а из-за нарушений со стороны своих контрагентов. Снизить эту угрозу можно, если детально оценивать добросовестность клиентов и поставщиков. О том, как провести аудит бизнес-партнера, мы написали в статье «Как проверить поставщика, а иногда и покупателя».
Например, организация привлекает транспортную компанию для перевозки высокоточного оборудования. Проводить аудит не стали. В итоге груз доехал, но он неработоспособен, так как у транспортной организации не было автомобиля с пневмоподвеской. Отчасти виноват и заказчик перевозки — он не стал собирать информацию об автомобилях перевозчика.
Или организация заказала у другой фирмы заливку бетонного основания. В назначенный день работы никто не выполнил. Оправдываться за нанятых соисполнителей перед своим заказчиком бизнесу придется самостоятельно. Для ликвидации риска при подписании договора и оплате нужно было запросить выписку ЕГРЮЛ, тогда бы стало известно — подрядчик давно ликвидирован, а компания стала жертвой мошенников.
Причины коммерческого риска
Причины коммерческого риска зависят от факторов, которые формирует внутренняя и внешняя среда.
Внутренние факторы риска
Внутренние факторы — это условия ведения бизнеса, сформированные самой организацией. За внутренние факторы организация отвечает самостоятельно, обычно их можно спрогнозировать. К таким факторам относятся:
- стратегия развития;
- управленческие решения;
- организация внутренних процессов;
- квалификация персонала;
- наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- порядок охраны коммерческой информации;
- порядок обеспечения сохранности имущества и так далее.
Например, почти у каждого бизнеса есть риск утечки коммерческой тайны. Если фирма подписывает с сотрудниками NDA (соглашение о неразглашении), обеспечивает хранение и шифрование данных в корпоративной сети — риск разглашения минимален. А если внутри организации сотрудники без проблем перекидывают информацию с рабочих компьютеров на домашние — риск многократно возрастает.
Внешние факторы риска
Внешние факторы — это условия, сформированные «извне». Бизнес не может на них влиять, а иногда и даже предсказать. Некоторые факторы прямо влияют на организацию, а некоторые — косвенно.
Прямые внешние факторы | Косвенные внешние факторы |
---|---|
|
|
Пример прямых внешних факторов. 14 июня 2022 года известный футболист Криштиану Роналду во время пресс-конференции отодвинул в сторону две бутылки известного газированного напитка. Стоимость акций производителя упала, так как инвесторы испугалась того, что часть покупателей откажется от покупки напитка в будущем. То есть испугались риска изменения предпочтений потребителей.
Пример косвенных внешних факторов. Организация производит двигатели внутреннего сгорания. Основной покупатель — производители автомобилей. Из-за перехода на электромобили спрос на автомобили с ДВС начинает падать. Изменилось поведение на авторынке, но влияние это окажет и на производителей ДВС.
Виды коммерческого риска
Предпринимательские риски классифицируют по различным признакам: от степени управляемости до их масштабов. Разберем основные классификации.
Риски по степени допустимости
Допустимый риск — ущерб от негативного сценария не превышает прибыль бизнеса. Даже если риск случится, компания сможет продолжить работу.
Критический риск — ущерб может быть равен прибыли фирмы или даже превышать ее. Бизнес сможет продолжить существование, но потеряет значительную часть финансовых ресурсов.
Катастрофический риск — ущерб приведет к банкротству и ликвидации организации.
Риски по степени их предсказуемости
Предсказуемые риски — угрозы, которые компания осознает. Обычно влияние таких рисков можно минимизировать. Например, застраховать груз при перевозке.
Непредсказуемые риски — угрозы, которые возникают неожиданно. Например, пандемия коронавируса.
Риски по длительности их возникновения
Постоянные риски — непрерывно влияют на бизнес. Например, изменение климата в районах рискованного земледелия.
Временные риски — действуют ограниченное время. Например, риск транспортировки действует только во время перевозки.
Риски по степени обоснованности
Правомерный риск возникает на законных основаниях, не связан с причинением вреда жизни и здоровью человека. Такие риски могут возникнуть, например, при внеплановой проверке от контролирующих органов (ФНС, Роспотребнадзор и т.п.).
Неправомерный риск — противозаконное деяние, связанное с попыткой извлечения выгоды за счет нарушения интересов третьих лиц.
Как избежать коммерческих рисков
Коммерческих рисков избежать нельзя, но ими можно управлять как в части вероятности появления, так и в части последствий. Есть несколько стратегий для минимизации риска и устранения их последствий.
Уклонение от риска
Уклонение — один из самых простых способов борьбы с риском. Фактически бизнес перестает совершать любые рискованные действия, чтобы не нести дополнительные потери.
Риск — это основа коммерческой деятельности. Предприниматель рискует и вкладывает в бизнес собственные средства и время, чтобы получить прибыль. Поэтому от большей части рисков уйти нельзя, ведь именно они обеспечивают доходность фирмы.
Принятие риска
Принятие риска — это противоположность политики уклонения. Ее могут использовать только финансово устойчивые организации. Такая политика приводит к дополнительным финансовым потерям, поскольку фирма даже не пытается минимизировать риск и его последствия. Но принятие всё равно происходит при обязательной оценке последствий и оценке мероприятий по предупреждению риска. Иногда проще принять риск, чем его предупреждать, потому что на это тратится меньше ресурсов, а последствия незначительны.
Снижение риска
Снижение риска — политика, когда организация принимает риск, но использует различные инструменты для сокращения возможных потерь.
Страхование
Страхование — один из инструментов снижения потенциальных потерь. Страховая берет на себя ответственность компенсировать бизнесу потери при наступлении страхового случая. Условия страхования — перечень покрываемых рисков, стоимость, размер страховой премии — фиксируются в договоре.
Например, груз можно перевозить без страховки или со страховкой. В первом варианте при повреждения груза придется доказывать вину транспортной компании и взыскивать с нее деньги. Во втором всё проще — страховая компенсирует уничтоженный груз. Однако за страхование придется заплатить. Цена будет зависеть от стоимости груза, маршрута, репутации транспортной и стажа водителя.
Необязательно обращаться в страховую. Бизнес самостоятельно формирует резерв на покрытие рисков. Это называется внутреннее страхование.
Диверсификация
Диверсификация — распределение рисков между несколькими объектами. Диверсифицировать можно:
- товары, работы и услуги;
- покупателей;
- поставщиков и подрядчиков;
- виды деятельности;
- территории;
- депозитный портфель и так далее.
Например, диверсификация покупателей. Фирма производит кроссовки и продает их все в одну крупную торговую сеть. В такой ситуации производитель полностью зависит от одного покупателя. Если завтра торговая сеть закроется, то продажи остановятся. Поэтому лучше распределить свои продажи между несколькими заказчиками.
Или диверсификация территорий. Открытие филиалов в нескольких регионах увеличит товарооборот и компенсирует потери в продажах на одной территории за счет другой.
Лимитирование
Лимитирование — ограничение размера сделки по критериям. Ограничения «выравнивают» суммы сделок и деятельность компании. Организация работает без авралов и простоев, что помогает избежать связанных с этим рисков.
Например, производитель может установить лимит на ежемесячные отгрузки: в пользу фирмы А — не более 300 единиц, организации Б — не более 200 единиц. Лимитирование поможет спланировать производство и отгрузить всех покупателей.
В проявлении коммерческой осмотрительности прежде всего заинтересована сама компания. Если этот процесс в компании не отлажен, то рисков не избежать. Для снижения коммерческих рисков можно использовать специальные сервисы, например, API.Контур.Фокуса, который интегрируется в учетную систему клиента.
Все данные о клиентах и поставщиках будут отображаться в одном окне. Достаточно указать ИНН потенциального партнера, и программа в моменте проверит информацию по нему по всем официальным источникам.
C помощью данных API Контур.Фокуса можно оценивать благонадежность клиентов и поставщиков по регламенту компании, настраивать собственные критерии проверки. Только обладая полной информацией о контрагенте и клиенте на всех этапах сотрудничества, вы можете снизить коммерческие риски, а значит, сохранить деньги и репутацию.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Вопросы-ответы
Какие бывают риски в бизнесе?
Основные риски в бизнесе: коммерческие, налоговые, репутационные, финансовые.
Какие риски включает в себя рыночный риск?
В рыночный риск входит ценовой риск (фондовый и процентный), валютный и товарный.
Основные предпринимательские риски
Обычно в предпринимательской деятельности выделяют производственные, коммерческие, финансовые и страховые риски.
Виды рисков в предпринимательской деятельности
Предпринимательские риски классифицируют по различным признакам: от степени управляемости до их масштабов. Основные классификации: по степени допустимости, по степени предсказуемости, по длительности возникновения, по степени обоснованности.
Виды внешних рисков предприятия
К внешним видам рисков предприятия относятся: изменение законодательства, действия государственных органов; особенности налогообложения, действия конкурентов, недобросовестность подрядчиков и поставщиков, изменение предпочтений потребителей и так далее.
Что относится к финансовым рискам?
К финансовым относят риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности, инвестициями, а также покупательской способностью денег.
В чем заключается предпринимательский риск?
Коммерческие риски или предпринимательские риски связаны с ведением бизнеса: производством, продажей товаров, работ, услуг. Это, например, недобросовестность поставщика, рост расходов, снижение спроса. А также неплатежеспособность покупателя, форс-мажор, повреждение груза при перевозке, отказ от приемки товара покупателем, снижение цены и т.д.