Коммерческие риски в бизнесе: стратегии управления — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Коммерческие риски в бизнесе: стратегии управления

17 октября 2022 9 216

Цель бизнеса — извлечение прибыли. Процесс сопряжен с рисками, например, банк может отказать в выдаче кредита, конкурент захватит долю рынка, транспортная компания повредит груз либо поставщик возьмет предоплату, а товар не поставит. Эти события называются предпринимательскими или коммерческими рисками.

Автоматизируйте проверку контрагентов

Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений

Что такое коммерческие риски

Риск — это негативное событие, которое может произойти с определенной вероятностью. Коммерческие риски связаны с ведением бизнеса: производством, продажей товаров, работ, услуг. Это, например:

  • недобросовестность поставщика; 
  • рост расходов;
  • снижение спроса;
  • неплатежеспособность покупателя;
  • форс-мажор;
  • повреждение груза при перевозке;
  • отказ от приемки товара покупателем;
  • снижение цены и так далее.

Предприниматели считают: риск — это событие, которое ведет только к убыткам. Однако он также помогает извлекать дополнительную прибыль.

Пример первый: риск с отрицательными последствиями. Организация заказала грузоперевозку оборудования из Москвы во Владивосток. Основной риск — дорожное происшествие. Как минимум — будут увеличены сроки поставки, как максимум — оборудование будет безвозвратно уничтожено. Избежать такого риска нельзя, но можно снизить его последствия.

Пример второй: риск с неясными последствиями. Поставщик сменил юридический адрес. Это может быть связано, например, с альтернативной ликвидацией, действительной релокацией либо расширением бизнеса. Поэтому для правильной оценки рисков нужно комплексно оценивать ситуацию. 

Задача бизнеса при работе с рисками — оценивать их, минимизировать вероятность возникновения отрицательных последствий и, наоборот, увеличивать вероятность положительных.

Какие организации могут попасть под коммерческий риск

Любая коммерческая организация попадает под предпринимательские риски. Вероятность их появления и степень влияния на финансовый результат определяются индивидуально.

Вероятность возникновения зависит от нескольких переменных:

  • сферы деятельности;
  • опыта ведения бизнеса;
  • количества сотрудников;
  • действующего законодательства;
  • политической обстановки;
  • наличия ресурсов и так далее.

Чаще всего бизнес несет риски не по своей вине или в силу внешних обстоятельств, а из-за нарушений со стороны своих контрагентов. Снизить эту угрозу можно, если детально оценивать добросовестность клиентов и поставщиков. О том, как провести аудит бизнес-партнера, мы написали в статье «Как проверить поставщика, а иногда и покупателя».

Например, организация привлекает транспортную компанию для перевозки высокоточного оборудования. Проводить аудит не стали. В итоге груз доехал, но он неработоспособен, так как у транспортной организации не было автомобиля с пневмоподвеской. Отчасти виноват и заказчик перевозки — он не стал собирать информацию об автомобилях перевозчика.

Или организация заказала у другой фирмы заливку бетонного основания. В назначенный день работы никто не выполнил. Оправдываться за нанятых соисполнителей перед своим заказчиком бизнесу придется самостоятельно. Для ликвидации риска при подписании договора и оплате нужно было запросить выписку ЕГРЮЛ, тогда бы стало известно — подрядчик давно ликвидирован, а компания стала жертвой мошенников.

Причины коммерческого риска

Причины коммерческого риска зависят от факторов, которые формирует внутренняя и внешняя среда.

Внутренние факторы риска

Внутренние факторы — это условия ведения бизнеса, сформированные самой организацией. За внутренние факторы организация отвечает самостоятельно, обычно их можно спрогнозировать. К таким факторам относятся:

  • стратегия развития;
  • управленческие решения;
  • организация внутренних процессов;
  • квалификация персонала;
  • наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • порядок охраны коммерческой информации;
  • порядок обеспечения сохранности имущества и так далее.

Например, почти у каждого бизнеса есть риск утечки коммерческой тайны. Если фирма подписывает с сотрудниками NDA (соглашение о неразглашении), обеспечивает хранение и шифрование данных в корпоративной сети — риск разглашения минимален. А если внутри организации сотрудники без проблем перекидывают информацию с рабочих компьютеров на домашние — риск многократно возрастает.

Внешние факторы риска

Внешние факторы — это условия, сформированные «извне». Бизнес не может на них влиять, а иногда и даже предсказать. Некоторые факторы прямо влияют на организацию, а некоторые — косвенно.

Прямые внешние факторы Косвенные внешние факторы
  • изменение законодательства;
  • действия государственных органов;
  • особенности налогообложения;
  • действия конкурентов;
  • недобросовестность подрядчиков и поставщиков;
  • изменение предпочтений потребителей и так далее.
  • политическая и экономическая ситуация в стране;
  • международные потрясения;
  • климатические изменения;
  • эпидемия и пандемия;
  • изменения конъюнктуры смежных рынков и так далее.

Пример прямых внешних факторов. 14 июня 2022 года известный футболист Криштиану Роналду во время пресс-конференции отодвинул в сторону две бутылки известного газированного напитка. Стоимость акций производителя упала, так как инвесторы испугалась того, что часть покупателей откажется от покупки напитка в будущем. То есть испугались риска изменения предпочтений потребителей.

Пример косвенных внешних факторов. Организация производит двигатели внутреннего сгорания. Основной покупатель — производители автомобилей. Из-за перехода на электромобили спрос на автомобили с ДВС начинает падать. Изменилось поведение на авторынке, но влияние это окажет и на производителей ДВС.

Виды коммерческого риска

Предпринимательские риски классифицируют по различным признакам: от степени управляемости до их масштабов. Разберем основные классификации.

Риски по степени допустимости

Допустимый риск — ущерб от негативного сценария не превышает прибыль бизнеса. Даже если риск случится, компания сможет продолжить работу.

Критический риск — ущерб может быть равен прибыли фирмы или даже превышать ее. Бизнес сможет продолжить существование, но потеряет значительную часть финансовых ресурсов.

Катастрофический риск — ущерб приведет к банкротству и ликвидации организации.

Риски по степени их предсказуемости

Предсказуемые риски — угрозы, которые компания осознает. Обычно влияние таких рисков можно минимизировать. Например, застраховать груз при перевозке.

Непредсказуемые риски — угрозы, которые возникают неожиданно. Например, пандемия коронавируса.

Риски по длительности их возникновения

Постоянные риски — непрерывно влияют на бизнес. Например, изменение климата в районах рискованного земледелия.

Временные риски — действуют ограниченное время. Например, риск транспортировки действует только во время перевозки.

Риски по степени обоснованности

Правомерный риск возникает на законных основаниях, не связан с причинением вреда жизни и здоровью человека. Такие риски могут возникнуть, например, при внеплановой проверке от контролирующих органов (ФНС, Роспотребнадзор и т.п.).

Неправомерный риск — противозаконное деяние, связанное с попыткой извлечения выгоды за счет нарушения интересов третьих лиц.

Как избежать коммерческих рисков

Коммерческих рисков избежать нельзя, но ими можно управлять как в части вероятности появления, так и в части последствий. Есть несколько стратегий для минимизации риска и устранения их последствий.

Уклонение от риска

Уклонение — один из самых простых способов борьбы с риском. Фактически бизнес перестает совершать любые рискованные действия, чтобы не нести дополнительные потери. 

Риск — это основа коммерческой деятельности. Предприниматель рискует и вкладывает в бизнес собственные средства и время, чтобы получить прибыль. Поэтому от большей части рисков уйти нельзя, ведь именно они обеспечивают доходность фирмы.

Принятие риска

Принятие риска — это противоположность политики уклонения. Ее могут использовать только финансово устойчивые организации. Такая политика приводит к дополнительным финансовым потерям, поскольку фирма даже не пытается минимизировать риск и его последствия. Но принятие всё равно происходит при обязательной оценке последствий и оценке мероприятий по предупреждению риска. Иногда проще принять риск, чем его предупреждать, потому что на это тратится меньше ресурсов, а последствия незначительны.

Снижение риска

Снижение риска — политика, когда организация принимает риск, но использует различные инструменты для сокращения возможных потерь. 

Страхование

Страхование — один из инструментов снижения потенциальных потерь. Страховая берет на себя ответственность компенсировать бизнесу потери при наступлении страхового случая. Условия страхования — перечень покрываемых рисков, стоимость, размер страховой премии — фиксируются в договоре.

Например, груз можно перевозить без страховки или со страховкой. В первом варианте при повреждения груза придется доказывать вину транспортной компании и взыскивать с нее деньги. Во втором всё проще — страховая компенсирует уничтоженный груз. Однако за страхование придется заплатить. Цена будет зависеть от стоимости груза, маршрута, репутации транспортной и стажа водителя.

Необязательно обращаться в страховую. Бизнес самостоятельно формирует резерв на покрытие рисков. Это называется внутреннее страхование.

Диверсификация

Диверсификация — распределение рисков между несколькими объектами. Диверсифицировать можно:

  • товары, работы и услуги;
  • покупателей;
  • поставщиков и подрядчиков;
  • виды деятельности;
  • территории;
  • депозитный портфель и так далее.

Например, диверсификация покупателей. Фирма производит кроссовки и продает их все в одну крупную торговую сеть. В такой ситуации производитель полностью зависит от одного покупателя. Если завтра торговая сеть закроется, то продажи остановятся. Поэтому лучше распределить свои продажи между несколькими заказчиками.

Или диверсификация территорий. Открытие филиалов в нескольких регионах увеличит товарооборот и компенсирует потери в продажах на одной территории за счет другой.

Лимитирование

Лимитирование — ограничение размера сделки по критериям. Ограничения «выравнивают» суммы сделок и деятельность компании. Организация работает без авралов и простоев, что помогает избежать связанных с этим рисков.

Например, производитель может установить лимит на ежемесячные отгрузки: в пользу фирмы А — не более 300 единиц, организации Б — не более 200 единиц. Лимитирование поможет спланировать производство и отгрузить всех покупателей.

В проявлении коммерческой осмотрительности прежде всего заинтересована сама компания. Если этот процесс в компании не отлажен, то рисков не избежать. Для снижения коммерческих рисков можно использовать специальные сервисы, например, API.Контур.Фокуса, который интегрируется в учетную систему клиента. 

Все данные о клиентах и поставщиках будут отображаться в одном окне. Достаточно указать ИНН потенциального партнера, и программа в моменте проверит информацию по нему по всем официальным источникам.

C помощью данных API Контур.Фокуса можно оценивать благонадежность клиентов и поставщиков по регламенту компании, настраивать собственные критерии проверки. Только обладая полной информацией о контрагенте и клиенте на всех этапах сотрудничества, вы можете снизить коммерческие риски, а значит, сохранить деньги и репутацию.

Автоматизируйте проверку контрагентов

Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений

Вопросы-ответы

Какие бывают риски в бизнесе? 

Основные риски в бизнесе: коммерческие, налоговые, репутационные, финансовые.

Какие риски включает в себя рыночный риск?

В рыночный риск входит ценовой риск (фондовый и процентный), валютный и товарный.

Основные предпринимательские риски

Обычно в предпринимательской деятельности выделяют производственные, коммерческие, финансовые и страховые риски.

Виды рисков в предпринимательской деятельности

Предпринимательские риски классифицируют по различным признакам: от степени управляемости до их масштабов. Основные классификации: по степени допустимости, по степени предсказуемости, по длительности возникновения, по степени обоснованности.

Виды внешних рисков предприятия

К внешним видам рисков предприятия относятся: изменение законодательства, действия государственных органов; особенности налогообложения, действия конкурентов, недобросовестность подрядчиков и поставщиков, изменение предпочтений потребителей и так далее.

Что относится к финансовым рискам?

К финансовым относят риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности, инвестициями, а также покупательской способностью денег.

В чем заключается предпринимательский риск?

Коммерческие риски или предпринимательские риски связаны с ведением бизнеса: производством, продажей товаров, работ, услуг. Это, например, недобросовестность поставщика, рост расходов, снижение спроса. А также неплатежеспособность покупателя, форс-мажор, повреждение груза при перевозке, отказ от приемки товара покупателем, снижение цены и т.д.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий
Начните изучать контрагентов прямо сейчас