Рассказываем про оценку риска: от чего зависит, как рассчитать и где зафиксировать. А еще разбираемся, можно ли работать с клиентом, если уровень его риска оказался высоким.
Что такое оценка риска клиента
Оценка риска — это когда анализируют факты, связанные с клиентом, с точки зрения «антиотмывочного» закона. Другими словами, оценивают вероятность того, что он проведет подозрительную операцию или легализует доход, полученный преступным путем. Чем выше уровень риска клиента, тем больше внимания стоит уделять его операциям и сделкам.
Требование по оценке уровня риска распространяется на всех субъектов 115-ФЗ. Обязанность закреплена в пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По закону необходимо оценить уровень риска каждого клиента, которого принимают на обслуживание: будь то физическое лицо, юридическое или ИП. Для самой оценки чаще всего используют трехуровневую шкалу, присваивая «низкий», «средний» или «высокий» риск. Степень риска вносят в анкету клиента.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус
Категории оценки риска клиента по ПОД/ФТ
На общую оценку риска клиента влияют определенные факторы. Их, в свою очередь, можно разделить на три категории.
Страновой риск
Из названия понятно, что учитывается принадлежность организации, ее учредителей, бенефициаров к определенному государству. Проверяют адрес регистрации компании и местонахождение ее представителей.
Риск срабатывает, если организация или учредитель зарегистрированы в стране, которая:
-
относится к офшорной зоне (Приказ Минфина от 05.06.2023 № 86н);
-
не выполняет требования ФАТФ;
-
не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Россией;
-
в отношении нее применяются специальные экономические меры по 281-ФЗ;
-
в отношении страны действуют санкции ООН, одобренные Россией.
Риск по типу клиента
В эту категорию входят факторы, которые связаны с работой организации, структурой управления, бизнес-историей. А также деятельностью выгодоприобретателей, бенефициаров, учредителей компании. В их числе:
- регистрация меньше года назад;
- неоднократные изменения организационно-правовой структуры;
- частая смена руководителей;
- «массовый» учредитель или руководитель.
- клиент, выгодоприобретатель, бенефициар — публичное должностное лицо, нерезидент РФ, резидент особой экономической зоны и другое.
Операционный риск
Эта категория связана с особенностями деятельности клиента. Считается, что в некоторых сферах бизнеса риск проведения сомнительных операций априори выше, чем в других. К таким отраслям относятся:
- МКК, КПК, ломбарды;
- туристическая деятельность;
- деятельность тотализаторов и другая.
Также этот тип риска связан с самими операциями, которые проводит клиент. Например, переводит деньги за рубеж, работает с большим оборотом наличных или ценными бумагами.
Подробная информация о каждой из этих категорий риска зафиксирована в Положении Банка России от 15.12.2014 № 445-П и Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.
Какие бывают уровни риска по ПОД/ФТ
Уровень риска клиента может быть «низким», «средним» или «высоким». Трехуровневую шкалу применяют большинство субъектов 115-ФЗ. Исключение составляют разве что некредитные финансовые организации. Например, КПК до сих пор могут использовать двухуровневую шкалу и ограничиться «низкой» или «высокой» степенями риска.
Собрали список нормативных актов, где указаны требования по оценке уровня риска для каждого субъекта 115-ФЗ:
-
Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П — для кредитных организаций;
-
Положение ЦБ РФ от 15.12.2014 № 445-П — для некредитных финансовых организаций;
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 — для агентств недвижимости, лизинговых, ювелирных, факторинговых компаний и других организаций из ст. 5 115-ФЗ, не поднадзорных ЦБ РФ.
-
Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 — для обслуживающих бухгалтерий, адвокатов, нотариусов и других субъектов из ст. 7.1 115-ФЗ.
Итоговая оценка риска клиента складывается из тех факторов, которые мы подробно описали в предыдущем разделе статьи.
Как присвоить клиенту уровень риска по ПОД/ФТ
Каждая организация — субъект 115-ФЗ — разрабатывает методику по оценке риска. Сотрудники финмониторинга описывают, какие именно факторы влияют на низкий, средний или высокий риск. Подход к выбору критериев зависит как от деятельности самой организации, так и от особенностей бизнеса клиентов, которые приходят на обслуживание.
Методику по оценке риска прописывают в правилах внутреннего контроля (ПВК) в программе оценки и управления рисками.
Разберем, как это происходит на практике. Клиент приходит на обслуживание в организацию. Сотрудник финмониторинга проводит его идентификацию. Затем анализирует критерии риска и оценивает, насколько они критичны для вида деятельности клиента. Из всех сработавших факторов и складывается общая оценка риска. Чаще всего, если срабатывает больше одного критерия, клиенту присваивают высокий уровень риска. Однако все зависит от того, что прописано в ПВК.
Одно из распространенных мнений: субъекты 115-ФЗ обязаны отказаться от работы с клиентом высокого уровня риска. На самом деле, такую меру применяют только банки, когда и финмониторинг, и платформа ЗСК относят клиента к «красной» группе. Другие организации могут продолжать работать с высокорисковыми клиентами. Однако их операциям и сделкам действительно нужно уделять повышенное внимание.
Еще одна обязанность — обновлять информацию по клиенту, в том числе пересматривать уровень его риска. В июле 2022 года сроки скорректировали. Теперь можно обновлять данные реже. По клиентам низкого уровня риска — раз в три года, среднего и высокого — раз в год (пп. 3 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). Повысить уровень риска придется и в том случае, если клиент проводит сомнительные операции.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус
Как Призма помогает быстро вычислить риск клиента
Специальные системы и сервисы, такие как Контур.Призма, помогают автоматизировать процесс по оценке риска. Вы можете настроить модель проверки под свои ПВК. Другими словами, отметить те факторы, которые вы учитываете при анализе клиента.
В Призме более 70 критериев для проверки, каждому присвоен определенный балл. Сервис учитывает большинство категорий риска. Исключение — факторы, связанные с операциями по счету, так как у Призмы нет доступа к транзакциям клиентов.
Чтобы изучить модель проверки, откройте «Настройки», найдите блок «Модель проверки», выберите нужную из списка и нажмите кнопку «Настроить». Откроется страница со всеми факторами риска, которые учитывает Призма. Отметьте нужные критерии и сохраните изменения.
После этого при идентификации клиента Призма проанализирует деятельность организации, ее учредителей и бенефициаров по выбранным вами факторам. А затем на основании сработавших критериев присвоит клиенту уровень риска. Результаты отобразятся в блоке «Проверка по внутренним правилам».
Уровень риска клиента с обоснованием этой оценки загружается в анкету клиента. Заполните оставшиеся поля и скачайте файл по кнопке «Результаты проверки». Также Призма сохраняет всю историю проверок. Вы можете в любой момент зайти в сервис и посмотреть, какой риск был присвоен клиенту в ходе предыдущей проверки.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус