Риски бизнеса и контрагента: виды, ответственность, проверка — Контур.Фокус

Риски при взаимодействии с контрагентами

7 апреля 2022

Для успешной и эффективной работы бизнесу нужны надежные партнеры. Поиск новых всегда связан с рисками. Вдруг благонадежная на первый взгляд компания окажется однодневкой, а исполнитель не подготовит проект, хотя аванс за него уже перечислен. Рассказываем, как предусмотреть риски при работе с контрагентами, чтобы свести их к минимуму.

Что такое риск контрагента

В законодательстве нет определения термина «риск». Однако понятие используется в Гражданском кодексе. Например, ст. 459 ГК РФ говорит о риске случайной гибели товара. Под риском понимается вероятность того, что произойдет неблагоприятная ситуация.

При взаимодействии между контрагентами тоже возникают риски. Прежде всего они касаются неисполнения обязательств. Еще риски могут возникнуть до начала переговоров: когда сторона, у которой нет возможности выполнить обязательства по сделке, затягивает преддоговорной процесс, тем самым нанося ущерб своему контрагенту.

Риск при взаимодействии с контрагентом — это вероятность наступления для предпринимателя неблагоприятных последствий, которые зависят от деятельности контрагента и других обстоятельств, связанных с договором.

Какие бывают виды рисков

Репутационные риски связаны с тем, что работа контрагента может негативно повлиять на уровень доверия клиентов и других партнеров по отношению к компании.

Допустим, организация поставила контрагенту некачественные комплектующие. Эта информация попала в СМИ, и сейчас клиенты компании будут считать продукцию некачественной, а саму фирму ненадежной.

Договорные риски — это целый комплекс рисков, связанных с заключением и исполнением договорных обязательств.

  • Заключение договора с неплатежеспособным контрагентом. Такое сотрудничество может привести к тому, что добросовестный контрагент выполнит всю необходимую работу или окажет услуги, но не получит оплату за это. Стоит отметить, что и судебное взыскание может не иметь результата. Ведь цель участия в разбирательстве не в выигрыше дела, а в получении реальных денежных средств.
  • Подписание контракта с лицом, у которого нет полномочий заключить договор от имени компании. В этом случае сам факт сделки ставится под сомнение, так как суд может признать договор незаключенным.
  • Отказ контрагента от выполнения условий договора. Когда контрагент уведомляет, что не готов дальше исполнять свои обязательства, приходится искать новых партнеров, готовых завершить работу. Это ведет к увеличению как временных, так и финансовых расходов.

Налоговые риски. ФНС требует подтверждения проявления должной осмотрительности (ст. 54.1 НК РФ). Под осмотрительностью налоговая понимает проверку основных показателей контрагента: полномочий лица, от имени которого контрагент заключает договор, наличие лицензий, разрешений, трудовых и производственных ресурсов, длительность работы контрагента на профессиональном рынке и другое. Если компания не проявляет должную осмотрительность, к ней могут возникнуть вопросы. В том числе есть риск признания налоговой выгоды необоснованной.

Последствия недостаточной работы с рисками

Если не просчитывать репутационные риски, уровень привлекательности фирмы для клиентов и партнеров может снизиться. Пострадает деловая репутация компании.

Разберем ситуацию. Стало известно, что ООО «Василек» использовал в своем производстве нелицензированную продукцию. ООО «Ромашка» постоянно покупало товар у «Василька», новость о партнерстве была размещена на сайте общества. Из-за сложившейся ситуации репутация «Ромашки» пострадает: у клиентов компании возникнут подозрения в качестве работ и услуг, предоставляемых фирмой. Ведь есть основания полагать, что «Ромашка» использовала некачественные материалы, которые закупала у «Василька».

В случае недостаточной проверки контрагента в сфере договорных отношений возможен целый комплекс негативных последствий. Если не уделить внимания изучению документов, которые подтверждают правомочия лица вести переговоры, может оказаться, что заявленная позиция не отражает реальную точку зрения контрагента. Тогда придется начинать переговоры заново. Если компания уже потратила ресурсы на преддоговорную подготовку, вложения окажутся напрасными.

Если проигнорировать проверку платежеспособности, есть риск заключить договор с контрагентом, который не в состоянии выполнить обязательства по оплате. Компания совершит все необходимые действия, потратит ресурсы (или даже наймет новых сотрудников), но при этом не сможет получить деньги за работу. А это увеличивает риск не выполнить обязательства перед другими партнерами.

Если компания не проявит должную осмотрительность при выборе контрагента, ей может быть отказано в получении денег из бюджета. Налоговая при решении вопроса о налоговой выгоде рассматривает целый ряд аспектов: запрошены ли данные из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, была ли установлена реальная хозяйственная деятельность контрагента, проверен ли адрес регистрации на массовость.

Но иногда случается, что добросовестный контрагент по независящим от него причинам не может исполнить обязательства: единственную дорогу размывает ливень, границы между странами закрывают, происходит вспышка заболевания. Подобные ситуации называют форс-мажором. Есть ли в таком случае шанс взыскать с контрагента убытки, мы разбирали в статье.

Как избежать рисков при работе с контрагентами

Чтобы избежать рисков, важно провести детальную проверку контрагента еще до начала переговоров. А затем, на этапе подготовки контракта, включить в договор условия, которые позволят снизить возможные убытки или частично их компенсировать.

Кроме того, важно учитывать требования налоговой о проявлении должной осмотрительности (ст. 54.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 НК РФ»).

Перед заключением сделки рекомендуем:

  • Проверить полномочия лиц, которые действуют от имени контрагента. Запросите выписку из ЕГРЮЛ и устав компании. Изучите полномочия директора и корпоративную структуру организации. Бывает, что у компании два директора и каждый может заключать только определенные виды сделок.
    Если от имени контрагента выступает лицо по доверенности, попросите представить заверенную копию документа. Проверьте, что человек, который выписал доверенность, действительно был директором компании на момент выдачи документа. Обратите внимание на дату выдачи доверенности и срок ее действия. Доверенность, в которой нет информации о дате выдачи в силу прямого указания ГК РФ, недействительна (то есть ничтожна по ст. 186 ГК РФ). 
  • Попросить представить лицензии и другие разрешения, которые необходимы контрагенту, чтобы работать по закону.
  • Изучить деловую репутацию потенциального партнера. Промониторьте упоминания в СМИ. Выясните, привлекались ли участник или директор организации к ответственности по делам о мошенничестве. Изучите и другую информацию, которая может прямо или косвенно говорить о неблагонадежности контрагента.
  • Оценить платежеспособность. Например, запросите данные об исполнительных производствах, которые не могут быть исполнены из-за недостатка средств.
  • Проверить, достаточно ли у контрагента производственных и трудовых мощностей для выполнения договора: запросите данные о количестве работников и оборудовании.
  • Выяснить, есть ли у контрагента опыт в оказании подобных услуг или работ. Убедитесь, не проигрывал ли потенциальный партнер судебные споры из-за оказания некачественных услуг.
  • Исключить риск того, что в отношении контрагента введена процедура банкротства.
  • Проверить, являются ли учредитель, участник или руководитель организации массовыми. Также проверьте на массовость юридический адрес компании.

Чтобы совершить все необходимые действия, можно обратиться к открытым источникам. К примеру, проверить данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте ФНС или посмотреть участие контрагента в судебных спорах в картотеке арбитражных дел. Еще провести комплексную проверку контрагента позволяет удобный сервис Контур.Фокус.

Как снизить договорные риски в сделках

Убедитесь, что существенные условия договора согласованы обеими сторонами. К существенными относятся условия, без согласования которых договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Если контрагент откажется исполнять обязательства, он сможет сослаться на то, что договор не был заключен. Существенными являются и такие условия, которые принципиально важны для одного или обоих контрагентов. Условие может быть любым: срок, упаковка, способ доставки

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 обозначена такая позиция: «Если в ходе переговоров одной из сторон предложено условие о цене или заявлено о необходимости ее согласовать, то такое условие является существенным для этого договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Он не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют названное условие или сторона, предложившая условие о цене или заявившая о ее согласовании, не откажется от своего предложения».

То есть компания или ее контрагент в период переговоров может обозначить принципиальные для себя условия.

Включите в текст договора заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ). Заверения об обстоятельствах — это договорный обеспечительный инструмент, который подразумевает, что контрагент подтверждает: представленная им информация достоверна.

Как правило, в текст договора включаются следующие заверения контрагента об обстоятельствах:

  • Директор является управомоченным лицом и является действующим на момент подписания договора. Все представители по доверенности являются действительно уполномоченным на представительство интересов контрагента.
  • У контрагента есть все необходимые лицензии, допуски, разрешения, иные согласования для выполнения обязанностей по договору.
  • Контрагент выполняет все обязанности налогоплательщика, в том числе в отношении НДС.
  • Контрагент не имеет налоговой задолженности на момент заключения договора.

В договоре можно прописать следующее условие: если информация, в которой заверяет контрагент, окажется недостоверной, то он обязуется возместить убытки или выплатить неустойку. Предусмотрите неустойку в таком размере, чтобы можно было компенсировать все издержки, связанные с недостоверностью данных или поиском нового контрагента.

Бизнес всегда связан с рисками: новые контрагенты могут подвести, а проверенные партнеры не исполнить обязательства в срок из-за форс мажора. Просчитать все риски и застраховаться от них полностью вряд ли получится. Однако сбор информации о контрагенте, фиксирование всех договоренностей и детальная проверка документооборота помогут снизить вероятность возникновения проблем.


Будьте в курсе новостей — подпишись!
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Как проверить поставщика, а иногда и покупателя

Аудит поставщика или покупателя необходим для оценки рисков и корректировки условий сотрудничества. Как убедиться в том, что поставщик вовремя поставит товар, а покупатель своевременно рассчитается, разберемся в статье.

Проверка самозанятого: где и зачем проверять статус

Бизнесу выгодно сотрудничать с самозанятыми — не нужно платить НДФЛ и страховые взносы. Но как убедиться в надежности исполнителя и что делать, если фрилансер перестанет быть плательщиком НПД? Рассказываем.

История контрагента, или Как узнать, с кем работал контрагент

Работа с новым контрагентом — это риск. Нельзя быть уверенным в том, что бизнес-партнер исполнит свои обязательства: вовремя поставит продукцию, в полном объеме оплатит отгрузку, обеспечит надлежащее качество и так далее. Поэтому нужно подробно изучать историю организации: с кем и как она работал ранее.

Как проверить арбитражные дела по ИНН или названию

Если потенциальный контрагент часто нарушает договор и оказывается ответчиком в суде, это может указывать на его недобросовестность. Как проверить, участвовал ли бизнес-партнер в арбитражных спорах? Рассказываем.

Должная осмотрительность: как правильно выстроить проверку контрагента

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность каждой компании проверять своих контрагентов. Ведь за работу с фирмами-однодневками ФНС может наказать даже добросовестных налогоплательщиков. Сталкиваются с этим и те компании, которые не догадывались о недобросовестности своего партнера. Как проверить контрагента и проявить должную осмотрительность, разберемся далее.

Начните изучать контрагентов прямо сейчас