Как выбирать контрагентов с учетом письма ФНС. Инструкция эксперта — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Как выбирать контрагентов с учетом письма ФНС. Инструкция эксперта

21 июля 2021 764

Письмо с практикой применения ст. 54.1 НК РФ — это не какой-то новый документ, а лишь структурирование всей уже существующей информации о преемственности подходов, исторически сложившихся моментов в отношении оценки получения необоснованной налоговой выгоды организациями, доказательств нереальности сделки, предотвращения агрессивных методов налоговой оптимизации.
На основе подхода, который используют налоговые органы при проверке сделок, мы разработали пошаговую инструкцию для выбора контрагентов.

Шаг 1. Сбор всей доступной информации о контрагенте

Проверьте достоверность сведений в отношении компании контрагента. С 1 июля 2021 года налоговая может аннулировать представленный организацией отчет, если в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений. В таком случае налоговая сделает вывод о несформированной налоговой базе у продавца, как следствие у покупателя возникнут проблемы с получением вычета. Кроме того, документы, подписанные неуполномоченным директором, не имеют юридической силы.

Финансовые показатели компании, платежеспособность, обороты и активы по данным бухотчетности, уплата налогов, судебные иски и исполнительные производства, — все это позволит в целом оценить возможности организации по выполнению обязательств и компенсировать возможные убытки по сделке.
 
Проверьте информацию о приостановлении операций по счетам контрагента. Чем длительнее будет этот период, тем выше риск заключать правовые отношения с такой организацией.
 
Соберите максимум сведений о бизнес-истории контрагента. В этом помогут упоминания в СМИ, данные об исполненных контрактах, рекомендации от других контрагентов, информация на сайте, объявления о вакансиях.
 
Обратите внимание на факторы благонадежности компании. Это значительный уставный капитал, заключенные и исполненные госконтракты, положительная история арбитражных дел, сведения о среднесписочной численности сотрудников, наличие лицензий, товарных знаков.
 
Оцените ресурсы контрагента для исполнения контракта: промышленные площадки, оборудование, количество сотрудников, необходимые лицензии, разрешения и другое.

Шаг 2. Проверка документооборота перед сделкой и четкое исполнение пунктов договора

Пропишите в договоре все нюансы сделки, такие как сроки выполнения работ, ответственность за их невыполнение, размер пеней и штрафов.
 
Важно отразить в договоре, чьими силами будут выполнены работы по сделке. Например, будут ли привлекаться контрагенты для исполнения договора. В этом случае можно составить дополнительное приложение со штатом сотрудников.
 
Укажите условия оплаты. Этот пункт особенно важен при заключении длительного контракта. Оплату нужно вносить таким образом, чтобы ее можно было четко идентифицировать и нельзя отнести к другим платежам. Например, в случае внесения аванса, когда расчеты осуществляются частями, в договоре должны быть прописаны конкретные сроки, в какой день вносится оплата и в какой форме (путем внесения на расчетный счет, наличная оплата, взаимозачет и другое).

При этом существуют негативные факторы, на которые налоговая обратит пристальное внимание:

  • Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота либо от условий иных аналогичных договоров, заключенных налогоплательщиком (например, условий о длительных отсрочках платежа, о поставке крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения, о договорной ответственности, размер которой несопоставим с последствиями возможного нарушения).
  •  Установление цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже цены по сопоставимым сделкам (при совершении сделки с «технической» компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте) или выше рыночной стоимости (при встраивании «технической» компании во взаимоотношения с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке).
  •  Отсутствие документов, которые должны быть составлены исходя из характера исполнения контракта. Например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику строительной площадки.
  •  Наличие в договорах и в документах, которыми оформлено исполнение сделки, противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов, которые могут свидетельствовать, в частности, о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий.
  •  Отсутствие оплаты, использование в расчетах «неликвидных» векселей, принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу, платежеспособность которого не позволяет получить исполнение по данному требованию в полном объеме.

Шаг 3. Проверка ресурсов компании контрагента и взаимодействие с директором организации

При обсуждении условий договора и подписании контракта важно, чтобы директор или иное уполномоченное лицо могли ответить на вопрос, каким образом была осуществлена сделка. Проверка документального подтверждения полномочий данных лиц — один из самых важных этапов. Если налоговая будет сомневаться в реальности сделки, то директору компании зададут вопросы, связанные с местом, временем и обстоятельствами заключения договора. Например, знакомы ли директора компаний лично и при каких обстоятельствах проходила их встреча.

Проверьте, в каких условиях работает контрагент. Это поможет убедиться, есть ли у него производства, склады, торговые площади, необходимые для исполнения договора.
 
Запросите у контрагента свидетельства, которые подтвердят, что он сможет выполнить условия договора. Например, копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий и разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации и другое.
 
Внимательно отнеситесь к соблюдению процедуры совершение сделки в соответствии с внутренним регламентом и учетной политикой. Например, заключение договора после проведения публичных торгов; наличие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них достоверных сведений, подлежащих проверке при подготовке торгов.

Требования к выбору контрагента

Можно сделать вывод, что ждать послабления в части администрирования при применении ст. 54.1 НК РФ не стоит. Чем крупнее сделка и больше риски, тем больше комплексных мероприятий должен провести налогоплательщик при ее заключении.

Степень требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для разных сделок. Например, при заключении разовой сделки на незначительную сумму требования к выбору контрагентов будут существенно отличаться от ситуаций, когда приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму, либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе неоправданные риски.

Ирина Одарич, ведущий эксперт Контура по НДС

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Начните изучать контрагентов прямо сейчас