Китай стал одним из ключевых экономических партнеров России в условиях санкционного давления. С помощью санкционных механизмов, США пытаются ограничить взаимодействие китайских компаний с российским бизнесом. В этой статье расскажем, к чему готовиться тем российским компаниям, которые сотрудничают с китайскими партнерами.
Как начиналась санкционная политика
Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) был принят Конгрессом США в 2017 году. Эта инициатива запустила механизм вторичных санкций, позволяющий Соединенным Штатам ограничивать деятельность иностранных компаний, которые сотрудничают с Россией.
Закон предусматривает, что санкции могут быть введены:
- против тех, кто заключает сделки с лицами из SDN (программа Ukraine-/Russia-related Sanctions, а именно указы 13660, 13661, 13662 и другие);
- против лиц, взаимодействующих с компаниями и организациями оборонного и разведывательного секторов экономики России.
Этот инструмент применяли умеренно, несмотря на громкие заявления в СМИ. К 2023 году всего 14 компаний и 40 физических лиц оказались под ограничениями.Среди них всего одна организация и один гражданин из Китая: отдел разработки оборудования Центральной военной комиссии КНР и ее директор.
О главном инструменте санкционного давления
Указ Президента США от 15 апреля 2021 года № 14024 (Указ № 14024) стал новым и более жестким рычагом давления. С его помощью Министерство финансов США стало блокировать активы и сделки российских и иностранных компаний, поддерживающих ключевые отрасли российской экономики: энергетику, финансы, добывающую и оборонную промышленность. Также меры распространили и на тех, кто сотрудничает с лицами, попавшими под санкции.
В соответствии со ст. 1 (a)(vi)(B) Указа № 14024 блокирующие санкции могут быть введены против лиц, которые: «… оказывают материальную помощь, спонсируют или предоставляют финансовую, материальную или технологическую поддержку, товары или услуги для или в поддержку … любого лица, имущество и интересы которого заблокированы в соответствии с настоящим указом …».
На октябрь 2024 года в список санкций США за сотрудничество с российскими компаниями попало:
- 163 юридических и 8 физических лиц, зарегистрированных на материковой части Китая;
- 2 юридических лица, зарегистрированных на территории Гонконга;
- 1 юридическое лицо, зарегистрированное на Тайване.
Усиление рисков для китайских банков
В декабре 2023 года Президент США в соответствии с IEEPA принял Указ № 14114 «О принятии дополнительных мер в отношении вредоносной деятельности Российской Федерации». Эта инициатива позволяет вводить вторичные санкции против иностранных финансовых учреждений и банков, проводящих операции с российскими подсанкционными компаниями или военно-промышленным комплексом России.
Санкционные меры распространяются и на платежи по сделкам с товарами из списка Common High Priority List Бюро промышленности и безопасности США. По этим основаниям финансовым учреждениям могут отказать в открытии корреспондентских счетов в США. Эти санкции направлены не только на китайские финансовые организации, но именно они стали серьезным вызовом для российского бизнеса.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США максимально расширило определение российского военно-промышленного комплекса. Теперь в него включены все лица, против которых введены санкции на основании Указа № 14024.
Ограничения распространились и на тех, кто проводит операции с любыми лицами из SDN (Список специализированных лиц) или взаимодействует с российскими предприятиями в секторах, подпадающих под санкции: в технологическом, оборонном, строительном, аэрокосмическом и производственном. В качестве исключения разрешены транзакции, связанные с продовольствием, медициной, энергетикой и телекоммуникациями. Они относятся к категории «разрешенных сделок».
Хотя случаев включения китайских банков в санкционные списки по Указу № 14114 пока нет, уже сейчас сложно доказать, что сделка с российской компанией является разрешенной. На практике это привело к приостановке расчетов и сделок, что осложняет торговые связи между китайскими и российскими компаниями.
Главные санкционные законопроекты 2024 года
В 2024 году США выдвинули законопроекты, направленные на усиление санкций против компаний из третьих стран, работающих с Россией — «No Limits Act 2024» и SEPAM Act 2024.
«No Limits Act 2024» практически выдвигает ультиматум китайским предпринимателям: «закройте бизнес в России или попадете под санкции». Санкции из этого законопроекта могут быть введены в отношении лиц:
- работающих с технологическим, оборонным или связанным с ними сектором экономики России;
- способствующих обходу, нарушению санкций или режима экспортного контроля США в отношении России;
- входящих в перечень китайских военных компаний, сотрудничающих с Россией, или перечень экспортеров автомобилей на российский рынок.
В перечень военных китайских компаний «No Limits Act 2024» предлагают включить Aviation Industry Corporation of China Ltd, Huawei Technologies Co. Ltd и их дочерние и аффилированные компании, Beijing Megvii Technology Co., Ltd. (ст. 7 раздела 3 «No Limits Act 2024»).
Под потенциальным санкционным риском находятся автопроизводители: Chery International, Changan International, Great Wall Motors, Haval и другие (ст. 7 раздела 3 «No Limits Act 2024»).
Законопроект SEPAM Act of 2024 (аббревиатура от System for Electronic Payment Messaging — система электронных платежных сообщений) нацелен на блокировку иностранных банков. Под эти санкции попадут финансовые институты, поддерживающие российскую систему межбанковских расчетов СПФС (Система передачи финансовых сообщений Банка России), китайскую CIPS или иранскую SEPAM. Это значит, что китайские банки, использующие системы CIPS и СПФС для проведения расчетов с Россией, могут еще больше увеличить санкционный риск.
Как российским компаниям работать с китайскими партнерами в 2025 году
Начиная с 2017 года, США последовательно усиливают санкции против китайских компаний, взаимодействующих с Россией. Указ № 14024 стал ключевым инструментом для ограничения китайских компаний в области энергетики и металлургии. Остальные механизмы на текущий момент «спящие», но при этом достигают эффекта, поскольку косвенно препятствуют развитию бизнеса с китайскими партнерами.
Вот три базовые рекомендации, которые помогут сохранить сотрудничество:
- Объясните партнерам, что граждане и компании Китая подчиняются законам КНР и не обязаны соблюдать санкционное регулирование США.
- Исключите из сделки элементы, которые могут подчинить ее американскому праву. Например, если в сделке фигурирует товар американского происхождения, он подпадает под законодательство об экспортном контроле США.
- Избегайте санкционных факторов — ими могут быть стороны сделки, ее предмет, финансовое учреждение, вовлеченное в исполнение обязательств.
Российскому бизнесу важно учитывать санкционные ограничения и вырабатывать гибкие схемы работы с китайскими партнерами. Для этого необходим регулярный мониторинг санкционного законодательства, проверка санкционных рисков контрагента, тщательный выбор финансовых и расчетных инструментов.
Автоматизируйте идентификацию клиентов
Доверьте проверку клиентов умному сервису: идентификация по 115-ФЗ, проверка в специальных перечнях и обязательный мониторинг