Может ли госслужащий открыть ИП, запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Может ли госслужащий открыть ИП

4 июля 2024 2 010

В большинстве случаев физлицо вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получать доход от своего бизнеса. Однако государственные служащие — это исключение из этого правила. Почему госслужащий не может стать ИП, разберем в статье от экспертов проекта Контур.Фокус.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих

Государственные служащие не могут вести предпринимательскую деятельность, это прямо следует из п. 3.1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Заниматься бизнесом нельзя ни лично, ни через представителей. Аналогичный запрет наложен и на муниципальных служащих (п. 3.1 ст. 14 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Не все сотрудники государственных и муниципальных учреждений состоят на службе. Работники без статуса государственного или муниципального служащего могут открыть ИП в общем порядке.

Но у тех, кто имеет такой статус, не получится вести бизнес  даже через открытие юридического лица. 

Кто такие государственные служащие

Госслужащий — это лицо, занятое на государственной службе на соответствующей должности, которое отвечает за обеспечение функционирования государственной системы и получает денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета. 

Государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и иные виды (ст. 2 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ). Каждый вид службы регулируется соответствующим Федеральным законом. В статье мы остановимся именно на гражданской государственной службе.

Должности государственной службы утверждаются отдельными нормативно-правовыми актами. Например, федеральный перечень утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, а региональные списки утверждаются законами субъектов. К госслужащим можно отнести сотрудников Администрации Президента, сотрудников министерств и ведомств, помощников судей и так далее.

Не все должности, связанные с государственными органами и структурами, являются должностями госслужбы. Например, судья — это не госслужащий, а вот его помощник — служащий. Также федеральные министры не являются государственными служащими.

Муниципальный служащий — это лицо, которое занимает соответствующую муниципальную должность, обеспечивает функционирование системы муниципалитета и получает денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета. Перечень должностей определяется муниципальными правовыми актами.

Может ли госслужащий открыть ИП

Непосредственно государственный служащий (или муниципальный) открыть ИП не может. Запрет на это прямо установлен п. 3.1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ и п. 3.1 ст. 14 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Может ли бывший госслужащий зарегистрировать ИП

Бывший государственный служащий может быть индивидуальным предпринимателем сразу после прекращения службы. Прошлый статус госслужащего препятствием не является. Более того, сообщать о регистрации в качестве предпринимателя бывшему работодателю не нужно (п. 11 Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46).

Бывший служащий может даже создать юридическое лицо. Если он выступает просто учредителем, сообщать об этом бывшему работодателю не требуется (п. 11 Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46). Однако, если он еще и станет директором учрежденной им же компании, то уведомить нанимателя по последнему месту работы придется. Такая обязанность установлена для всех работодателей, которое нанимают бывших гражданских служащих в течение двух лет со дня их увольнения со службы (п. 4 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Может ли супруг госслужащего быть предпринимателем

Супруги, дети и родственники государственного служащего могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в общем порядке. При этом государственному служащему запрещено каким-либо образом управлять деятельностью ИП-родственника. 

Однако, если в ходе проверки будет установлено, что индивидуальное предпринимательство номинально открыто на супруга, а фактически деятельность ведет госслужащий — это признают нарушением и привлекут к ответственности.

Какая деятельность запрещена на государственной службе

Статус госслужащего накладывает еще ряд ограничений. Помимо того, что невозможно стать предпринимателем, нельзя:

  • замещать должности гражданской службы в случае:
    • избрания или назначения на госдолжность, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 06.11.2020 № 4-ФКЗ и ч. 9 ст. 12 ФЗ от 22.12.2020 № 437-ФЗ;
    • избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;
    • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза;
  • управлять коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением некоторых случаев безвозмездного участия в управлении или в коллегиальных органах управления;
  • покупать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, в случаях, установленных Федеральным законом;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором служащий замещает должность, если иное не установлено законом;
  • получать вознаграждение от физических и юридических лиц за исполнение своих должностных обязанностей, а также выезжать за пределы РФ для исполнения своих должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц;
  • использовать материально-технические средства и иное государственное имущество в целях, не связанных с исполнением своих непосредственных обязанностей;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов и иных органов иностранных некоммерческих организаций, действующих на территории РФ;
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно иностранными лицами, без письменного разрешения представителя нанимателя;
  • разглашать конфиденциальную информацию и так далее.

Полный перечень запретов раскрыт в ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Примерно аналогичные запреты распространяются и на муниципальную службу (ст. 14 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Какие виды деятельности разрешены государственному служащему

Все установленные ограничения и запреты не говорят о том, что единственным способом заработка для государственного служащего остается только его заработная плата. 

Госслужащий может работать преподавателем, писать статьи, заниматься программированием и так далее. Главное, чтобы деятельность не имела признаков предпринимательской. Дополнительная занятость возможна в рамках:

  • трудового договора по совместительству;
  • или по гражданско-правовому договору.

В силу п. 2 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении некоторых условий. На них мы остановимся подробнее. Аналогичные правила действуют для муниципальных служащих (п. 2 ст. 11 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Уведомление представителя нанимателя

О выполнении оплачиваемой работы госслужащий должен уведомить своего нанимателя. Обычно этот документ рассматривает комиссия по противодействию коррупции. 

Получать отдельное разрешение не требуется, наниматель не вправе запретить госслужащему получать дополнительный доход. Оно потребуется только при работе с иностранными лицами.

В законе не сказано, в какой форме нужно уведомить нанимателя — в устной или письменной. Однако для избежания возможных конфликтов рекомендуем выбрать второй вариант, это позволит зафиксировать дату и факт уведомления.

Единой формы документа, как и порядка его подачи — нет. Обычно ведомства разрабатывают собственные положения, регламентирующие эту процедуру.

Отсутствие конфликта интересов

Конфликт интересов — это ситуация, когда личная заинтересованность лица влияет на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей. Государственные и муниципальные служащие обязаны принимать меры по предовтращению и урегулирования такого конфликта  (п. 1, 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Личная заинтересованность — это возможность получения доходов самим госслужащим или лицами, с которыми он связан имущественными, корпоративными и иными близкими отношениями (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Пример. Муниципалитет искал подрядчика для строительства стадиона. На участие в закупке заявилось несколько поставщиков, но контракт получила компания OOO «Бонус» — только она соответствовала всем требованиям, остальных участников отклонили по формальным признакам. Как позже выяснилось, учредителем компании-победителя является OOO «Люкс», 70% доли которого принадлежат брату председателя аукционной комиссии заказчика.  Ни в анкете муниципального служащего, ни в декларации участника закупок не значилось никаких данных о наличии родственных и коммерческих связей. Закупку признали недействительной, чиновника уволили.

О конфликте интересов госслужащий обязан уведомить представителя нанимателя или иное уполномоченное лицо, которые в свою очередь примут соответствующие меры. Например, конфликт может быть предотвращен путем отвода или самоотвода должностного лица, или путем изменения должностного служебного положения служащего (ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Для выявления конфликта интересов в государственных и муниципальных структурах службы противодействия коррупции и другие ответственные сотрудники проводят регулярные проверки. Зачастую они проводятся вручную — для получения данных о проверяемых физлицах и юрлицах  специалисты делают запросы в госорганы и контролирующие ведомства, собирают информацию по открытым источникам. Это занимает много времени, возникают ошибки из-за человеческого фактора. Всё это препятствует своевременному выявлению коррупционных рисков, приводит к коррупционным нарушениям государственных и муниципальных служащих, нарушению условий конкуренции, причинению ущерба государственным интересам со стороны самих служащих.

Специализированная аналитическая платформа «Противодействие коррупции», разработанная на базе Контур.Фокуса позволяет выявлять конфликт интересов автоматически.С помощью решения можно быстро проверить связи всех исполнителей контрактов организации с государственными и муниципальными служащими и их родственниками.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Штрафы за ведение предпринимательской деятельности госслужащим

За ведение предпринимательской деятельности государственного служащего могут уволить по инициативе нанимателя за утрату доверия (пп. 1.1 п. 1 ст. 37, п. 4 ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

За незаконное участие в предпринимательской деятельности грозит наказание по ст. 289 УК РФ. За это деяние предусмотрены следующие санкции: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью до пяти лет, обязательные работы на срок до 480 часов, принудительные работы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев или даже лишение свободы на срок до двух лет.

Также за ведение предпринимательской деятельности без регистрации, предусмотрена

  • административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ) — штраф от 500 до 2 000 рублей;
  • уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ) — штраф до 300 000 рублей (или в размере дохода осужденного за период до двух лет), обязательные работы на срок до 480 часов, арест на срок до шести месяцев.

Кроме того, незаконное предпринимательство обычно сопряжено с неуплатой налогов и страховых взносов. Следовательно, нарушителя могут привлечь и к налоговой ответственности с доначислением налогов, пеней и штрафов.

Справка о доходах, расходах и имуществе госслужащего

Госслужащие должны периодически отчитываться не только о собственных доходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера, но и о доходах и имуществе своего супруга и несовершеннолетних детей (ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 20 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). А служащие, включенные в специальные перечни, также должны отчитываться по собственным расходам и расходам членов своей семьи (ст. 8.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 20.1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Может ли госслужащий быть самозанятым

После введения налога на профессиональный доход (НПД) многие физлица, ранее работавшие по договорам гражданско-правового характера, перешли на «самозанятость». На НПД не нужно платить страховые взносы, а ставка всего 4 % или 6 %.

Однако для государственных и муниципальных служащих применение «самозанятости» ограничено. Использовать НПД служащий может только в отношении доходов от сдачи в аренду жилых помещений (пп. 4 п. 2 ст. 6 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

С арендой госслужащему нужно быть аккуратнее, так как систематическое получение денег от арендаторов, может быть расценено как предпринимательская деятельность (п. 1.1 Письма ФНС РФ от 07.05.2019 № СА-4-7/8614). Сдачу одной квартиры, полученной в наследство, скорее всего оправдать получится. А вот сдачу сразу нескольких квартир, купленных специально с целью сдачи в аренду — вероятнее всего признают предпринимательством.

Проверьте коммерческие связи служащих

Контур.Фокус поможет своевременно узнать об участии служащих в юрлицах и ИП. Выявляйте инциденты коррупционных действий в автоматическом режиме.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий
Начните изучать контрагентов прямо сейчас