После запроса Призмы Росфинмониторинг разъяснил порядок
применения специальных экономических мер России. Разбираем, какие обязанности появились у субъектов ст. 5 и ст. 7.1 антиотмывочного закона.
Применение специальных экономических мер регулируется двумя законами: № 281-ФЗ от 30.12.2006 ввел меры по замораживанию, а № 422-ФЗ от 04.08.2023 установил ответственность за неисполнение.
Использовать блокирующие меры против иностранных организаций, физлиц и подконтрольных им лиц из контрсанкционных списков обязаны уполномоченные операторы. Это субъекты ст. 5 115-ФЗ — кредитные и некредитные финансовые организации. При выявлении фигуранта контрсанкционных перечней они должны заморозить его денежные средства и имущество на территории России. Подробнее о контрсанкциях и их применении можно прочитать в статье.
Однако у субъектов ст. 7.1 115-ФЗ, к которым относятся адвокаты, нотариусы, бухгалтерские организации, аудиторы, остались вопросы: должны ли они реализовать специальные экономические меры и каким образом?
Росфинмониторинг разъяснил:
«Принудительные меры, их введение, изменение, приостановление или отмена, в соответствии со статьей 4.1 № 281-ФЗ, имеют обязательный характер и реализуются всеми субъектами статьи 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».
У субъектов ст 7.1 нет обязанности и возможности замораживать имущество и денежные средства фигурантов контрсанкционных списков. Но они должны выявлять необычные операции, которые направлены на обход контрсанкций РФ, например экспорт товаров и сырья, в отношении которых применяются специальные экономические меры. И уведомлять о них Росфинмониторинг с помощью ФЭС в течение 3 дней.
В Призме можно быстро проверить клиентов по контрсанкциям из Постановлений № 1300 от 22.10.2018 и № 851 от 11.05.2022. А также узнать, попадает ли экспортный товар под российские контрсанкции из Постановлений № 311, № 312 и № 313.