Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) — это действовавший до 6 августа 2014 года высший судебный орган в системе арбитражных судов России. Он осуществлял надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики. Несмотря на то, что ВАС прекратил свое существование и передал все полномочия Верховному суду РФ (ВС РФ), некоторые постановления ВАС РФ актуальны по сегодняшний день.
В этой статье:
- Историческая справка
- Место в судебной системе
- Состав Высшего арбитражного суда РФ
- Председатели
- Полномочия
- Основные задачи
- Причины изменений
- Что изменилось в арбитражном процессе
- Поменяли порядок рассмотрения административных дел
- Добавили процедуру обжалования через президиум ВС РФ в надзорном порядке
- Предусмотрели порядок пересмотра судебного акта в порядке надзора
- Разработали систему «Электронное правосудие»
- Внедрили единый подход к формированию судебной практики
- Итоги упразднения ВАС РФ
Получите бесплатный доступ к Фокусу
Сервис не только предоставит детальную информацию о бизнес-партнере, но и проанализирует ее
Историческая справка
Аналоги арбитражных судов (АС) существовали еще в Российской Империи. Их называли коммерческими судами. Они также отвечали за рассмотрение экономических споров: торговых и вексельных дел, а также дел о торговой несостоятельности.
С 1917 года по 1922 год как таковых арбитражных или коммерческих судов не было. Все экономические споры рассматривались в административном порядке.
В 1922 году организуют Высшую арбитражную комиссию, которая отвечает за рассмотрение имущественных споров между госучреждениями и организациями. На местах споры рассматривали подчиняющиеся Высшей комиссии отдельные арбитражные комиссии.
С 1931 года была учреждена система органов государственного арбитража. Изначально суды не были независимыми, они создавались при органах исполнительной власти, например, при Совете Министров СССР. Примечательно, что до 1974 года в системе арбитражных органов не существовало системы подчиненности.
Основы деятельности Госарбитража СССР были заложены в Конституции СССР 1977 года. А в 1980 году вступил в силу закон о государственном арбитраже СССР, который определил задачи этого органа.
Действующая в СССР система Госарбитража была упразднена в 1991 году. Ей на смену пришла система арбитражных судов, которая с определенными изменениями действует и сегодня.
Высший арбитражный суд начал свою работу в 1992 году. Поначалу его деятельность регулировалась Конституцией РСФСР и законом РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1. С 1993 года — тремя основными документами:
- Конституцией РФ от 1993 года;
- Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»;
- Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
Процессуальные полномочия ВАС были закреплены в арбитражном процессуальном кодексе (АПК РФ).
6 августа 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность и передал все полномочия Верховному суду. Для осуществления новых полномочий в ВС РФ была образована судебная коллегия по экономическим вопросам. Об изменениях в судебной системе и причинах упразднения ВАС РФ расскажем далее.
Место в судебной системе
Высший арбитражный суд РФ был высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, которые рассматриваются в арбитражных судах (ст. 9 ФКЗ от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в редакции от 01.07.1995 г)).
ВАС отвечал за контроль над деятельностью нижестоящих АС: организовывал их деятельность, подбирал и готовил кандидатов в судьи, проводил повышение квалификации для работников арбитражного аппарата и так далее.
Однако главной его задачей было обеспечение единого подхода к толкованию нормативно-правовых актов и обобщение судебной практики. При ВАС действовал научно-консультативный совет, который разрабатывал рекомендации по формулированию практики исполнения различных нормативных правовых актов и выдвигал предложения по их совершенствованию.
Состав Высшего арбитражного суда РФ
ВАС РФ действовал в следующем составе (ст. 11 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ):
- пленум Высшего арбитражного суда РФ;
- президиум Высшего арбитражного суда РФ;
- две судебные коллегии по рассмотрению споров в сфере гражданских и иных правоотношений и в сфере административных правоотношений.
Пленум Высшего арбитражного суда РФ — это общее собрание председателя, его заместителей и всех судей ВАС РФ. Пленум не осуществлял правосудие, а отвечал за толкование нормативных актов и формирование единообразной судебной практики. Полномочия этого органа перечислены в ст. 13 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ.
Президиум Высшего арбитражного суда — это собрание председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ. Президиум рассматривал дела в надзорном порядке по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов и отдельные вопросы, касающиеся судебной практики. Полномочия этого органа перечислены в ст. 16 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ.
Судебные коллегии создавались из числа судей ВАС и утверждались его председателем. Их арбитражные процессуальные полномочия: рассмотрение дел в первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и так далее (ст. 18 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ).
Проверьте контрагента в Фокусе
Получайте информацию о компаниях, ИП и физлицах за считанные минуты, наблюдайте за важными изменениями в их работе
Председатели
На председателя Высшего арбитража возложены следующие полномочия:
- организация деятельности ВАС РФ и системы подведомственных ему арбитражных судов, общее руководство аппаратом;
- созыв пленума и президиума, вынесение на рассмотрение вопросов, относящихся к их ведению;
- назначение и снятие с должности сотрудников ВАС;
- формирование судебных составов;
- представление интересов и позиции ВАС в отношениях с государственными, общественными и иными организациями;
- издание приказов и распоряжений и так далее.
Более того, председатель вправе принимать участие в заседаниях Совета Федераций, Государственной Думы, Правительства и иных комитетов.
Первым председателем ВАС был избран Яковлев Вениамин Федорович. Он руководил судом с 23 января 1992 года по 26 января 2005 года. После него полномочия председателя были возложены на Иванова Антона Александровича. Он был в этой должности вплоть до прекращения деятельности ВАС — до 6 августа 2014 года.
Полномочия
Компетенции ВАС были перечислены в действовавшей на тот момент редакции ст. 10 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ. В частности Высший арбитражный суд осуществлял следующие процессуальные полномочия:
- рассмотрение в роли первой инстанции дел о признании недействительными ненормативных правовых актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;
- рассмотрение в роли первой инстанции экономических споров между РФ и ее субъектами и между отдельными субъектами федерации;
- осуществление правосудия в надзорном порядке по протестам на вступившие в силу законные судебные акты АС;
- пересмотр принятых ВАС и вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- инициация проверки конституционности законов и иных актов и направление соответствующих запросов в Конституционный суд;
- изучение и обобщение судебной практики;
- разъяснение судебной практики;
- разработка предложений по совершенствованию законов и иных НПА, регулирующих отношения в сфере предпринимательства;
- ведение и аккумуляция судебной статистики;
- кадровое, организационное и материальное обеспечение арбитражных судов и так далее.
ВАС обладал правом законодательной инициативы. То есть, если в ходе изучения судебной практики Высший арбитраж устанавливал, что законодательство нуждается в совершенствовании, он мог вынести проект закона на рассмотрение в органы законодательной власти.
Основные задачи
Система арбитражных судов в РФ с 1993 года функционирует для решения двух задач в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 5 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ):
- для защиты прав и интересов организаций и граждан;
- для укрепления законности и предупреждения правонарушений.
У ВАС была еще и дополнительная задача — проверка вступивших в законную силу судебных актов, принятых нижестоящими арбитражами, и их пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.
Причины изменений
Цель упразднения ВАС и передачи его полномочий ВС РФ — направление судебной практики в единое русло. Юристы и судьи до реформы 2014 года отмечали, что практика толкования норм Гражданского кодекса отличается в арбитраже и судах общей юрисдикции, то есть расходится для юрлиц и граждан.
До реформы ВАС и ВС РФ могли одновременно принимать разные позиции по схожим вопросам. Для единообразного подхода и обобщения судебной практики было решено передать все полномочия Высшего арбитражного суда судебной коллегии по экономическим спорам ВС.
Кроме того, одновременная работа ВАС и ВС оказывала большую нагрузку на бюджет. Тем более, что деятельность обоих судов периодически пересекалась.
Что изменилось в арбитражном процессе
Передача всех полномочий Верховному суду в свое время вызвала много вопросов со стороны экспертного сообщества.
Основной угрозой считали повышение нагрузки на судей и, как следствие, снижение качества, производительности и доступности высшей судебной инстанции. Однако, как показывает практика, данные риски не нашли подтверждения. Изменения, которым подверглась судебная система, в основном достигли поставленных целей.
Кроме того, отмечали, что фактически ВАС был переформатирован в судебную коллегию по экономическим спорам в составе ВС РФ. И, так как все прочие структуры Верховного суда сохранились в прежней форме, в первое время основной акцент был направлен на развитие системы судов общей юрисдикции, а арбитражные суды больше двигались по инерции.
При этом многие изменения оказали позитивное влияние на арбитражный процесс. Благодаря им, правосудие для бизнеса стало доступнее, а скорость принятия судебных решений возросла.
Учредили арбитражные суды округов
До августа 2014 года роль кассационной инстанции была возложена на Федеральные арбитражные суды. После упразднения ВАС РФ были ликвидированы и ФАСы, а на их место пришли арбитражные суды округов.
Фактически отличий между ФАСами и арбитражами округов нет. Они выполняют во многом идентичные функции.
На текущий момент в Российской Федерации действует десять арбитражных судов округов. Все они перечислены на официальном сайте.
Изменились полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей
Существенно расширились полномочия председателя Верховного суда и его заместителей. Например, у них появилось право:
- восстановить пропущенный срок подачи кассационной жалобы или отказать в этом (п. 4 ст. 291.2 АПК РФ);
- не согласиться с определением судьи ВС РФ и передать кассационную жалобу на рассмотрение судебной коллегии (п. 8 ст. 291.6 АПК РФ);
- не согласиться с определением судьи ВС РФ и передать дело на рассмотрение президиуму Верховного суда РФ в надзорном порядке (п. 7 ст. 308.4 АПК РФ).
Фактически председатель ВС РФ и его заместитель имеют право не согласиться и пересмотреть судебные акты, принятые нижестоящими судьями.
Автоматизируйте проверку контрагентов
Проверяйте контрагентов прямо в учетной системе. Выберите подходящий интеграционный модуль из готовых решений
Появился второй уровень кассационного обжалования
Решение арбитража первой инстанции ранее могло быть обжаловано в арбитражный апелляционный, а затем в арбитражный кассационный суд. Реформа дополнила кассационный порядок вторым уровнем — решение арбитражного суда можно обжаловать в судебной коллегии ВС РФ (ст. 291.1 АПК РФ).
Подать жалобу в ВС можно на вступившие в законную силу:
- решения и определения арбитражных судов первой инстанции;
- постановления и определения апелляционной инстанции;
- принятые в первой инстанции решения и определения арбитражных судов округов;
- решения и определения суда по интеллектуальным правам, принятые в первой инстанции;
- кассационные определения арбитражных судов округов и суда по интеллектуальным правам;
- иные судебные акты, перечисленные в п. 2 ст. 291.1 АПК РФ.
Срок на подачу такой жалобы — два месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу (п. 1 ст. 291.2 АПК РФ).
Поменяли порядок рассмотрения административных дел
У ВС появились полномочия для пересмотра актов по административным делам. В частности Верховный суд может пересмотреть:
- решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, если за правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, не превышающего 100 тысяч рублей для юрлиц и пяти тысяч рублей для физлиц (п. 4.1 ст. 206 АПК РФ);
- решение административного органа о привлечении к административной ответственности, если за правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, не превышающего 100 тысяч рублей для юрлиц и пяти тысяч рублей для физлиц (п. 5.1 ст. 211 АПК РФ).
Пересмотром занимается судебная коллегия по административным делам ВС РФ.
Ужесточили контроль за сроками судопроизводства
После реформы 2014 года нарушение срока судопроизводства стало основанием для подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда (п. 4 ст. 291.1 АПК РФ). Более того, за нарушение сроков пострадавшее лицо вправе потребовать компенсацию.
При присуждении компенсации коллегия устанавливает факт нарушения процессуальных сроков с учетом (п. 8 ст. 291.12 АПК РФ):
- правовой и фактической сложности рассматриваемого дела;
- поведения участников процесса;
- достаточности и эффективности действий нижестоящего суда;
- общей продолжительности судопроизводства по делу.
ВАС РФ же придерживался позиции, что соблюдение арбитражных процессуальных сроков не является основной целью судопроизводства. То есть сроки хоть и были законодательно установлены, их нарушение не являлось поводом для требования компенсации.
Добавили процедуру обжалования через президиум ВС РФ в надзорном порядке
Кассационная жалоба в судебную коллегию — это не вершина защиты прав и интересов. Лицо, не согласное с определением или решением коллегии, может подать жалобу в президиум ВС РФ для пересмотра в порядке надзора (п. 1 ст. 308.1 АПК РФ).
Через президиум Верховного суда можно обжаловать (п. 3 ст. 308.1 АПК РФ):
- решения и определения судебной коллегии ВС, вступившие в законную силу и принятые по первой инстанции, если указанные акты были предметом апелляционного рассмотрения;
- определения апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения судебной коллегии ВС РФ, принятые в первой инстанции;
- определения судебной коллегии, вынесенные в кассационном порядке.
Срок на подачу жалобы в президиум — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (п. 4 ст. 308.1 АПК РФ).
Однако до передачи жалобы в президиум ее изучает судья ВС РФ. В соответствии со своими полномочиями он решает, передавать жалобу на рассмотрение или нет (п. 6 ст. 308.4 АПК РФ). У председателя и его заместителей есть право не согласиться с решением судьи и передать жалобу на рассмотрение в президиум (п. 7 ст. 308.4 АПК РФ).
Предусмотрели порядок пересмотра судебного акта в порядке надзора
Появилась возможность подать жалобу напрямую председателю ВС РФ или его заместителям (ст. 308.10 АПК РФ). Председатель или его замы могут подать в президиум представление о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.
Цель вынесения такого представления — устранение фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников судебного процесса прав, гарантированных АПК РФ.
Судебные акты, перечисленные в п. 3 ст. 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены президиумом ВС РФ, если будут выявлены факты нарушения (ст. 30.8 АПК РФ):
- прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
- единообразия в применении и толковании норм права.
Срок для подачи жалобы — шесть месяцев со дня вступления в силу обжалуемых судебных постановлений (п. 2 ст. 391.11 АПК РФ).
Постановление президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (ст. 308.13 АПК РФ).
Разработали систему «Электронное правосудие»
Объединение ВАС РФ и ВС РФ поспособствовало развитию сервиса «Электронное правосудие». Он был признан более продвинутым и удобным по сравнению с системой судов общей юрисдикции — ГАС РФ «Правосудие».
Сервис позволяет находить и изучать судебные дела, подавать и знакомиться с документами других участников в электронном виде.
В «Электронном правосудии» можно найти информацию о судебных делах любой организации или предпринимателя. Поэтому системой пользуются не только профессиональные юристы, но и экономисты, бухгалтеры и руководители при проверке своих контрагентов.
Внедрили единый подход к формированию судебной практики
Для формирования единообразного подхода к толкованию норм права АПК РФ предусмотрено, что указания судебной коллегии ВС РФ, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело (п. 4 ст. 291.14 АПК РФ).
Разъяснения по вопросам судебной практики теперь уполномочен давать только Верховный суд (ст. 126 Конституции РФ).
Постановления пленума Высшего Арбитражного суда РФ остаются в силе до тех пор, пока по соответствующим вопросам не будет принято решение пленума ВС РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).
Итоги упразднения ВАС РФ
Спустя пять лет после реформы Центр развития современного права выпустил аналитический обзор «Экономическое правосудие в Российской Федерации 2014-2018 гг».
Согласно статистике, Верховный суд рассматривает жалоб больше, чем это делал ВАС, несмотря на то, что количество судей сократилось практически вдвое. Жалоб в ВС РФ поступает в 1,8 раз больше, чем ранее в Высший арбитражный суд.
Процент удовлетворения требований при рассмотрении дел в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ вырос с 81 % в 2010 году до 94,3 % в 2018 году. При вынесении решений Верховный суд в том числе руководствуется позициями, ранее сформированными ВАС, соблюдая преемственность арбитражной практики.
В общем количестве рассматриваемых в судебной коллегии ВС РФ дел преобладают:
- дела о несостоятельности (банкротстве) — 25,8 %;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов — 18,3 %;
- дела об административных правонарушениях — 9,1 %.
В результате объединения ВАС и ВС выросла средняя нагрузка на арбитражного судью. Если в 2011 году на одного судью приходилось 37,2 дела в месяц, то в 2018 году показатель вырос до 65,8 дел в месяц.
При этом доля дел в Арбитражных судах субъектов, где допущено нарушение сроков, снижается. В 2011 году — это 6,8 %, а в 2018 — всего в 4 % от общего количества дел процессуальные сроки были нарушены.
За период с 2014 по 2018 год количество документов, подаваемых через системы «Электронного правосудия», выросло в 22,1 раз — с 0,2 до 4,7 млн в год. Существенно расширился функционал этих сервисов. Опыт построения арбитражных электронных систем активно перенимается судами общей юрисдикции.
Важный показатель — доля отмененных судебных актов нижестоящих арбитражей. Согласно статистике эта цифра снижается. В 2010 году в апелляционном порядке было отменено 3 % всех решений, в кассационном — 1,4 %. В 2018 году — 2,4 % и 0,7 % соответственно. Это говорит о том, что судьи на местах делают меньше ошибок при толковании законов.
С 2014 года на основании постановлений пленума ВС РФ в Государственную Думу было внесено 48 законопроектов, направленных на улучшение федерального законодательства. Например, по инициативе Верховного суда было принято порядка шестнадцати поправок в УК РФ, трех — в АПК и ГПК и по две поправки в ГК и КоАП РФ.
Изучайте арбитражные дела контрагентов при анализе их добросовестности. Контур.Фокус помогает юристам компании находить и выгружать судебную практику компаний, историю их активности и изучать взаимосвязи между организациями. Эта информация пригодится как для выигрыша в суде, так и для проверки контрагентов и проявления должной осмотрительности.
Убедитесь в надежности контрагента
Контур.Фокус проанализирует финансовое состояние и судебные дела компании, предупредит о банкротстве и других рисках