Налоговое законодательство обязывает компании проверять своих контрагентов. В то же время задача бизнеса — расширить клиентскую базу и тем самым увеличить выручку. Рассказываем, по каким критериям отличить контрагента от клиента и что об этом говорит закон.
Кто такой контрагент
В законодательстве нет единого определения понятия «контрагент». Обычно его используют, чтобы назвать стороны гражданско-правового договора. Это подтверждает судебная практика. Так, арендодатель и съемщик признали, что не подписали контракт на новый срок, потому что не договорились о стоимости. В тексте постановления суд назвал участников спора контрагентами (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2017 № Ф01-542/2017 по делу № А31-352/2016).
Отношения между сторонами договора регулирует Гражданский кодекс. По ст. 420 ГК РФ, договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. То есть любой, кто подписывает договор, считается одной из его сторон.
Понятие «контрагент» можно встретить в нормативных актах рекомендательного характера. Например, этот термин употребляется в Методических рекомендациях по предупреждению коррупции. То есть нормативные акты разного уровня называют стороны договора контрагентами.
Контрагент — любое российское или иностранное юридическое либо физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Федеральный закон от 10.03.2003 № 18 «Устав железнодорожного транспорта» устанавливает, что к контрагентам относятся в том числе отправитель груза и его получатель, владелец железнодорожного пути.
В налоговой практике понятие «контрагент» чаще всего употребляется, когда речь идет о проверке контрагентов на добросовестность (Письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). Эта обязанность распространяется на каждую компанию. Важно, что любые действия по договору должен совершать тот, кто его подписывает. Иначе налоговая может посчитать контрагента номинальным. А это это приведет к отрицательным последствиям для компании, в том числе доначислениям по налогам.
В налоговом законодательстве термин «контрагент» тоже используется в значении «стороны договора». Контрагент — каждое лицо, с которым налогоплательщик заключает договор. Это позиция инспекции. Договор, в свою очередь, не обязательно подписывать на бумаге. Контрагентом считается тот, с кем компания фактически вступила в договорные отношения.
Представим: для ремонта небольшого кафе управляющий заказывает партию краски и грунтовки в строительной фирме. Материалы доставляют, но стороны договор не подписывают. Так как фактически кафе и строительная фирма исполнители обязательства, ФНС считает их контрагентами по отношению друг к другу.
Убедитесь в надежности контрагента
Контур.Фокус проанализирует финансовое состояние и судебные дела компании, предупредит о банкротстве и других рисках
Виды и типы контрагентов
В нормативных документах не приводятся признаки контрагентов, по которым их можно было бы объединить, поэтому мы составили несколько классификаций на основе собственной практики.
Контрагентов можно разделить по виду договорного обязательства:
- Договор поставки. Контрагенты — продавец и поставщик.
- Договор подряда. Контрагент — заказчик и подрядчик.
По субъекту правоотношений:
- Контрагент — физическое лицо.
- Контрагент — юридическое лицо.
По виду отношений между контрагентами:
- Контрагенты — клиенты компании, которые пользуются ее профессиональными услугами.
- Контрагенты — участники профессионального рынка, которые предоставляют эти услуги.
Рассмотрим этот вид отношений между контрагентами на примере из аудиторской сферы:
- Аудиторская компания — профессиональный участник рынка, по отношению к своим клиентам она будет контрагентом.
- Организация, которая заказала проведение аудита, — одновременно и клиент по договору оказания аудиторских услуг, и контрагент.
- Фирма, которая ремонтирует оборудование в офисе аудиторской компании, — контрагент, но не клиент этой организации.
Кто не является контрагентом
Участники корпоративных отношений
Корпоративные отношения возникают по поводу участия в ООО и АО и управления ими. К участникам обществ относятся акционеры, директора, члены наблюдательного совета и совета директоров. Их нельзя назвать контрагентами по отношению к ООО и АО.
Сотрудники и работодатель
В ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» директор назван единоличным исполнительным органом. В законе упоминается и трудовой договор, который заключается с директором. Возникает закономерный вопрос, а являются ли стороны трудового договора контрагентами? Нет, в законодательстве и судебной практике понятие «контрагенты» не используется для обозначения трудовых отношений между сотрудником и работодателем.
Участники собраний
В соответствии со ст. 181.1. ГК РФ, решение собрания направлено на лиц, которые имеют право в нем участвовать. Однако контрагентами такие участники не являются. В законе они называются по-разному в зависимости от специфики отношений. Например, участники собрания собственников недвижимости — собственники недвижимости. Участники собрания кредиторов в рамках процедуры банкротства должника — конкурсные кредиторы.
Участники долевой собственности
По ст. 252 ГК РФ, собственники общего объекта недвижимости могут заключить друг с другом соглашение о владении и пользовании им. В ГК РФ такое соглашение не названо договором. Cудебная практика и законодательство называют участников долевой собственности сособственниками или долевыми собственниками (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.11.2021 № Ф01-5782/2021 по делу № А79-12211/2020).
Кто такой клиент
Единого понимания, кого считать клиентом, в действующем законодательстве нет. Но понятие «клиент» встречается в специализированном нормативном поле. Например, в Типовых правилах внутреннего контроля кредитной организации приводится такое определение: «Клиент — физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которых обслуживает банк».
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» также оперирует термином «клиент». По ст. 58 86-ФЗ, Банк России не имеет права требовать от кредитных организаций предоставить информацию о своих клиентах. То есть клиент — это контрагент участника профессионального рынка, тот, кто пользуется услугами последнего.
В этом же значении термин «контрагент» употребляется в судебной практике. Обратимся к Определению Верховного суда РФ от 14.01.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020, в котором кредитная организация доказывала неправомерность решения антимонопольного органа. Верховный суд назвал контрагентов банка, которые пользуются его кредитными услугами, — клиентами.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 20.04.2021 по делу № 78-КГ21-12-К3, 2-6779/2019 вынесенное по делу, в котором продавцу услуг спортивного клуба необходимо было доказать, что он не нарушал собственных правил. Потребитель этих услуг назван клиентом. Юридическое лицо, которое подало иск к страховой компании, суд тоже определил как клиента (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 31.08.2020 № 307-ЭС20-3220 по делу № А13-15893/2018).
Что объединяет клиентов? Они не участвуют в переговорах и не формируют условия сделки. Клиент принимает предложение контрагента или отказывается от заключения договора с ним. Так, покупатель в супермаркете не может повлиять на снижение цены товара. Другими словами, клиент — это контрагент, который практически не влияет на условия договора. Клиент выбирает среди того, что предлагают профессиональные игроки рынка.
Рассмотрим, как еще соотносятся понятия «клиент» и «контрагент» в правовых отношениях. Юридическое лицо как плательщик не всегда получает конечные профессиональные услуги. В отличие от физического лица юридическое лицо не имеет воплощения в действительности, кроме документального. Юрлицо вступает в гражданско-правовые и административно-правовые отношения в интересах участников, акционеров или работников.
Так, юрлицо может быть контрагентом профессионального участника рынка — например, оказывать клининговые услуги по договору. Хотя усилия клининговой компании будут направлены на то, чтобы услуга понравилась работникам офиса, которых можно назвать клиентами. При этом сотрудники как клиенты не будут контрагентами профессионального участника рынка. Отметим, такая позиция не поддерживается законодательством или судебной практикой, но встречается в деловом обороте.
Чем отличается клиент от контрагента
Понятия соотносятся как часть и целое. Любой клиент — контрагент, но не каждый контрагент — клиент. Основное отличие между этими понятиями заключается в профессиональной деятельности одного из участников отношений. Если непрофессионал покупает услуги у профессионала, он клиент. Когда стороны равны в уровне профессионализма, например банки заключили договор, никто из них не является клиентом, оба — контрагенты.
Проверьте контрагента в Фокусе
Получайте информацию о компаниях, ИП и физлицах за считанные минуты, наблюдайте за важными изменениями в их работе