Аналитики Контура проследили динамику численности курьерских компаний в России и выяснили, как менялся рынок в условиях пандемии. Исследование основано на данных базы Контур.Фокус.
На 1 октября 2019 в России было зарегистрировано 5,8 тыс. юрлиц и ИП с основным ОКВЭД 53.20.3 «Курьерская деятельность». На 1 октября 2020 количество компаний выросло на 8 % и составило 6,3 тыс. При этом рост наблюдался только в четвертом квартале 2019. В течение 2020 число предприятий практически не менялось.
Аналитики зафиксировали наибольший прирост курьерских служб в Южном, Уральском и Приволжском федеральных округах. Единственный округ, где число компаний уменьшилось — Дальневосточный.
Федеральный округ | 1 октября 2019, ед. | 1 октября 2020, ед. | Общий итог, % |
---|---|---|---|
Южный | 439 | 596 | 36 |
Уральский | 428 | 500 | 17 |
Приволжский | 760 | 885 | 16 |
Крым | 48 | 53 | 10 |
Сибирский | 568 | 603 | 6 |
Центральный | 2 482 | 2 560 | 3 |
Северо-Западный | 901 | 909 | 1 |
Дальневосточный | 224 | 221 | -6 |
Региональный разрез
Высокий рост числа курьерских служб отмечен в Краснодарском крае (+54,9 %). Здесь аналитики делают вывод о линейном тренде: пандемии не удалось на него повлиять.
В Свердловской области тенденция также совпадает с общероссийской. Число предприятий, занимающихся курьерской деятельностью, возросло на 17,8 %.
Рост числа курьерских компаний зафиксирован и в Тюменской области — он составил 18,5 %. Однако в регионе зарегистрировано всего 63 предприятия. Небольшое количество компаний не позволяет сделать вывод о соответствии тренду по России. Здесь можно говорить только о статистических колебаниях вокруг среднего значения.
Отмечен общий рост предприятий в Новосибирской области (+6,6 %). Однако подводить итоги пока рано: с февраля по март 2020 число компаний в регионе вышло на плато, а затем стало снижаться. Аналитики связывают это с пандемией коронавируса.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области показатель менялся радикально. Так, с октября 2019 по январь 2020 наблюдалась положительная динамика: рост числа курьерских предприятий составил 12,1 %. В феврале началось снижение, которое сохранилось до октября 2020. В итоге рынок потерял 1,5 % компаний, занятых в сфере оказания курьерских услуг.
Хуже дела обстоят в Красноярском крае. Здесь динамика изменения числа курьерских служб не совпала с общероссийской. За год количество компаний снизилось на 11,1 %. Падение началось еще в феврале 2020 и продолжается до сих пор.
Финансовые показатели
Подводить итоги за 2020 год пока рано: сроки подачи финансовой отчетности еще не подошли. Однако аналитики изучили официальные данные 1 291 курьерских компаний за 2019 год. Проанализировав их выручку и прибыль, они сформировали общую картину по отрасли:
- 25 % предприятий имеют выручку меньше 1,41 млн руб., а прибыль отсутствует;
- 50 % предприятий имеют выручку меньше 6,89 млн руб. и прибыль 98 тыс. руб.;
- 75 % предприятий имеют выручку меньше 24,99 млн руб. и прибыль меньше 933 тыс. руб.
Владимир Савельев
Аналитик данных, Контур
С началом пандемии вырос спрос на услуги курьерских компаний. Казалось бы, отрасль должна быть на подъеме, но факты говорят о том, что не все так однозначно. Разные сегменты курьерских служб оказались в различной экономической ситуации.
По финансовым итогам 2019 года по крайней мере 25 % курьерских организаций работали в убыток, а три четверти из них заработали менее миллиона рублей прибыли. Вероятнее всего, по итогам 2020 года будет наблюдаться рост выручки в этом сегменте экономики прежде всего за счет e-commerce. Дело в том, что пандемия негативно отразилась на курьерской доставке в секторе b2b, но при этом игроки e-commerce оказались в выигрыше. К примеру, оборот Ozon за первое полугодие 2020 вырос на 152 % — до 77,4 млрд руб. Общий рост выручки в этом сегменте, по экспертной оценке, превысил 70 %, но конкретные данные появятся не раньше весны 2021. На долю доставки интернет-магазинов еще в 2019 году приходилась почти половина рынка логистики (по данным Data Insight — 49 %). Понятно, что тренд только укрепится.