Скоринг стал точнее оценивать финансовое состояние юрлиц — Контур.Фокус
Экосистема продуктов для бизнеса
Экстерн

14 дней бесплатной отчетности

Подключитесь к «Тест-драйву» и 14 дней свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+.

Диадок

Электронный документооборот с контрагентами

Диадок – это мгновенный обмен документами, снижение расходов и трудозатрат персонала. Все входящие документы – бесплатно.

Закупки

Инструменты для работы с закупками

Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 230+ площадок. Поиск по сохраненным шаблонам, уведомления о новых закупках, анализ заказчиков и конкурентов, работа в команде.

Скоринг стал точнее оценивать финансовое состояние юрлиц

6 августа 2024 4 498 8

Теперь вы можете быстро оценивать уровень налоговой нагрузки, текущей ликвидности, коэффициент автономии, рентабельность активов и другие важные параметры деятельности контрагента.

Скоринг научился анализировать финансовое состояние компании в соответствии с рекомендациями ФНС по оценке юрлиц. Для этого мы добавили 13 новых маркеров.

Сервис сопоставит показатель компании с пороговыми значениями из рекомендаций ФНС и выведет оценку. Каждый сработавший маркер риска будет понижать рейтинг контрагента. Высокий рейтинг компания получит в том случае, если ни один из рисковых маркеров не сработал.

Маркеры сработают, если по компании достаточно данных для проведения конкретной оценки. Новые маркеры не входят в преднастроенные модели, но вы можете добавлять их в собственные.

Как и другие маркеры скоринга, новые 13 маркеров можно разделить на маркеры риска и маркеры надежности. Разберем, каждый из них подробнее.

Новые маркеры риска

«Среднемесячная зарплата на одного работника ниже средней по отрасли». Сработает, если средняя зарплата в компании ниже той, что показывает налоговый калькулятор по отрасли. Заниженная официальная оплата труда может быть признаком того, что контрагент платит “серую зарплату”, а значит свидетельствует о недобросовестной уплате НДФЛ и страховых взносов.

«Налоговая нагрузка менее 75% от среднего уровня по отрасли». Сработает, если налоговая нагрузка компании составляет менее 75% той, что показывает налоговый калькулятор. Если налоговая нагрузка компании на протяжении нескольких лет находится на стабильно низком уровне, то организация может попасть в зону внимания налоговых органов. Большая налоговая нагрузка может означать, что у компании низкая рентабельность. Сильные отклонения могут стать причиной отказа для сотрудничества с контрагентом.

«Коэффициент текущей ликвидности менее 1». Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, по данным последней бухгалтерской отчетности. Неудовлетворительным признается значение менее 1. Коэффициент текущей ликвидности позволяет определить, достаточно ли у фирмы оборотных средств для своевременного покрытия текущих обязательств.

«Коэффициент общей платежеспособности менее 1,1». Коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение активов к долгосрочным и краткосрочным обязательствам по данным последней бухгалтерской отчетности. Он помогает оценить возможность компании оплачивать свои обязательства. Неудовлетворительным признается значение менее 1,1.

«Коэффициент автономии менее 0,25». Коэффициент автономии (финансовой независимости) определяется как отношение собственных средств к величине совокупных активов по данным последней бухгалтерской отчетности. Он характеризует степень независимости компании от внешних источников финансирования. Неудовлетворительным признается значение менее 0,25.

«Коэффициент покрытия процентов менее 2,5». Коэффициент покрытия процентов определяется как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к сумме начисленных процентов по данным последней бухгалтерской отчетности. Он анализирует способность организации обслуживать свои долговые обязательства. Чем меньше коэффициент покрытия процентов, тем выше кредитное бремя организации и тем выше вероятность наступления банкротства. Неудовлетворительным признается значение менее 2,5.

«Присутствие иностранных лиц в составе участников (акционеров) организации». Проверяется факт присутствия иностранных юридических лиц в составе участников (акционеров) организации. Если компания-учредитель относится к одной из офшорных зон, то существует вероятность вывода капитала в такие зоны. Также учредителю-иностранцу могут быть перечислены дивиденды, и в России они не будут облагаться налогом. Согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ компании не могут принимать участие в закупочных процедурах, если в составе учредителей есть иностранные компании с юрисдикцией офшорных зон и недружественных стран. Сверяясь с федеральными правилами закупочных процедур, коммерческие организации также могут в своих регламентах закупки устанавливать аналогичные условия. С компаниями, у которых учредители из недружественных стран, при заключении некоторых типов сделок требуется получить разрешение Минфина.

Новые маркеры надежности

«Наличие бухгалтерской отчетности за последний отчетный период». Маркер наличия бухгалтерской отчетности в модели подскажет пользователю, что у контрагента не сдана отчетность. Маркер проверяет наличие наиболее свежей бухгалтерской отчетности за последние два года, выводит сведения о форме отчетности (полная или упрощенная) и применяемом в этом периоде режиме налогообложения.

«Отсутствие факта снижения стоимости основных средств» и «Отсутствие факта снижения стоимости внеоборотных активов». Снижение балансовой стоимости основных средств, как снижение стоимости внеоборотных активов может свидетельствует о сокращении производственных ресурсов организации. Отсутствие факта снижения в обоих случаях — будет положительным фактором в оценке финансового состояния.

«Среднесписочная численность сотрудников за два последних календарных года более 50 человек». Порог в 50 человек был взят из Методики ФНС. Вероятно, это значение выбрано статистически: когда у компании малая численность, то может повышаться вероятность неуплаты налогов. Рассматривая возможность применения данного маркера, важно учитывать, что есть компании, которые не обязаны отчитываться о среднесписочной численности: крупнейшие налогоплательщики, госкомпании, недавно зарегистрированные организации и другие.

«Среднесписочная численность сотрудников не снижалась за два последних календарных года». Маркер предназначен для того, чтобы подсветить снижение численности компании. Если маркер не сработал, то в компании может происходить процесс сокращения штата компании, в причинах сокращения надо разбираться уже более детально.

«Рентабельность активов 10% и более». Показатель рентабельности активов определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к средней стоимости активов по данным последней бухгалтерской отчетности. Он оценивает эффективность использования активов. Удовлетворительным признается значение 10% и более.

Оценка по новым маркерам будут рассчитываться в моделях с 30.07.2024. Если модель состоит только из новых маркеров, то график начнется с этой даты. Если же в модели есть и существующие, и новые маркеры, то на графике появится подсказка с перечислением новым маркеров и указанием даты, с которой по ним рассчитывается оценка.

Подробнее о том, как быстро настраивать свои чек-листы из маркеров Скоринга, читайте в инструкции. Узнать больше о возможностях Скоринга можно на портале Контур.Помощь.

Подписка на дайджест о самом главном
Подписаться
Подпишитесь на дайджест о самом главном, а чек‑лист детальной проверки контрагента — в подарокПодписка на дайджест о самом главном
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
8 комментариев
ИГ
Ирина Геец 8 октября
Добрый день!
Подскажите, а как формируется маркер задолженность по налогам и сборам? Почему в октябре появляется информация по состоянию на 10 августа?
Эрика, эксперт 9 октября
Ирина Геец, добрый день! Данные берутся из открытого источника ФНС и обновляются ежеквартально.

Данные публикуются в источнике 25 числа последнего месяца в квартале (март, июнь, сентябрь, декабрь) но данные в этих наборах актуальны на 10 число второго месяца в квартале (февраль, май, август, ноябрь) соответственно.
ИГ
Ирина Геец 9 октября
Эрика, тогда получается, что в этой информации нет никакого смысла. Потому, что или клиент уже закрыл этот долг, а мы ему признак неблагонадежности присваиваем, или же (если задолженность по факту остается) уже два месяца ошибочно думаем, что у клиента все хорошо и заключаем с ними договора. на поставку с отсрочкой платежа. А у них оказывается проблемы.
Арина, эксперт 9 октября
Ирина Геец, повлиять на частоту обновления данных мы никак не можем, к сожалению.

В любом случае, конечное решение при оценке контрагента принимаете вы — сервис лишь в удобной форме показывает сведения, которые публикует налоговая.

Но вы можете создать собственную скоринговую модель и настроить маркеры, которые важны именно вам при проверке контрагента.
Для настройки своей скоринговой модели потребуется:
1. Открыть раздел «Скоринг».
2. В блоке «Собственные модели» нажать на кнопку «Создать новую».
3. Установить название для модели
4. Включить необходимые маркеры. Для поиска маркеров воспользуйтесь строкой поиска. В строке поиска введите ключевое слово, чтобы найти подходящие маркеры.
5. Выбрать показатель «риск» или «надёжность» для каждого маркера.
6. Выбрать значение для каждого маркера из доступных: «Низкий», «Умеренный», «Значительный» или «Высокий».
7. В шапке редактирования модели вы можете указать применимость данной модели к «ЮЛ и ИП» или «только к ЮЛ», после сохранения данная модель будет отображаться только в соответствующих карточках.
8. В блоке справа вы может фильтровать маркеры по применимости к ЮЛ или ИП. 
9. Нажать на кнопку «Создать».

Дополнительно на этапе сохранения от сервиса будут подсказки, которые помогут корректно настроить модель. Например, если в модели включены маркеры «Только для ЮЛ» и одновременно пользователь определил тип модели, как «Для ЮЛ и ИП» — сервис покажет предупреждение «Модель будет применяться только к ЮЛ».
ДХ
Дарья Хлыбова 7 августа
Третий год от тех поддержки КФ пытаемся получить настройку нужных нам маркеров , но ответа банально нет . и мы проверяем не 500 , а более 8000 тыс контрагентов по api. Клиентоориентированность низкая
Евгения Гладких 9 августа
Дарья Хлыбова, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ИНН компании, в которой работаете. Мы проверим обращение и настроем маркеры
ДХ
Дарья Хлыбова 9 августа
Евгения Гладких 9 августа
Дарья Хлыбова, Спасибо! Проверили ваше обращение. Действительно, вы попросили добавить новые маркеры с новыми условиями.

К сожалению, создавать дополнительные маркеры под потребности каждого клиента мы пока что не можем. Сейчас для всех пользователей Фокуса маркеры одинаковые. Но вы можете настроить их под себя, выбрав только те, что вам важны.

Ваше пожелание по добавлению новых маркеров мы учли и добавили в бэклог разработки.

Подскажите, пожалуйста, могу еще чем-то помочь?
Начните изучать контрагентов прямо сейчас